От санкций к поощрениям: экономические плюсы углеродной нейтральности
Участие Узбекистана в Парижских соглашениях по климату предполагает целый комплекс правительственных мер, которые в итоге должны изменить жизнь страны сверху донизу. На уровне бизнеса и лиц, принимающих решения на местах, это не только требования и ограничения, но и новые перспективы, начиная с экономии бюджетных средств и кончая новыми нишами для инвестиций и выходом на зарубежные рынки.
17 октября в образовательном центре U-enter состоялась третья встреча Green Development Platform Uzbekistan под названием «Снижение выбросов парниковых газов в различных сферах деятельности в Узбекистане: аналитика и результаты полученного опыта».
На мероприятии обсуждались две области — отопление социальных объектов (сельских школ) при помощи тепловых насосов воздух (проект ПРООН), снижение выбросов парниковых газов в текстильной и строительной отрасли (проект GIZ).
Особенностью этой встречи было присутствие представителей министерств – финансов, строительства и дошкольного и школьного образования.
Проект ПРООН достаточно известен и уже не раз упоминался как на публичных мероприятиях, так и в СМИ. 17 октября было представлено то, чего ждали в государственных органах – подробный рассказ об эксперименте (модератор встречи и страной менеджер GEFF в Узбекистане Алексей Волков) и его экономический анализ.
Расчеты представила Инна Руденко. В них рассматривались три сценария. Первый – инерционный: школы отапливаются низкокачественным углем, как раньше. Второй — тепловыми насосами, работающими от электросети. Третий — тепловыми насосами, работающими от фотоэлектрической станции.
Первый вариант выглядит как самый дешевый, однако есть два «но».
Во-первых, отопление углем остается самым дешевым пока есть государственные дотации на газ. Потери экономики Узбекистана и нагрузка, которую они создают на карман рядового налогоплательщика, пока не просчитаны. Во-вторых, нынешние нормы поставок угля по дотациям в несколько раз ниже советских. Это приводит к тому, что дети зимой в классах сидят в шапках и пальто, то есть номинально отопление в холодное время года как будто есть, а по большому счету его и нет.
К тому же как только государственные дотации на уголь исчезнут, топить углем станет дороже чем обогревать помещение при помощи тепловых насосов.
Отсюда актуальность третьего варианта — тепловые насосы, питающиеся от ФЭС.
Таким образом, во-первых, решается проблема отключений электроэнергии, во- вторых, по замыслу авторов проекта, появляется возможность продажи карбоновых сертификатов, которые в долгосрочной перспективе позволят окупить затраты на оборудование несмотря на то, что школа — это по определению социальный объект, который прибыли не приносит.
Тепловые насосы пока дороги – оборудование обошлось в 70 тысяч долларов, плюс около 80 тысяч на ремонт инфраструктуры. Однако при масштабировании эксперимента и, соответственно, с массовым переходом школ на тепловые насосы эта технология начнет дешеветь особенно, если их начнут собирать не за рубежом, а в самом Узбекистане.
С мест звучали предложения по уменьшению мощности и соответственно цены оборудования, благодаря которому школы могут отказаться от использования угля – например, использовать не тепловой насос воздух-воздух, а земляной.
Высказался и подключившийся по видеосвязи представитель министерства финансов, подтвердивший интерес государства к инициативе ПРООН. Законодательная база для торговли карбоновыми сертификатами или же сертификатами зеленой энергии в Узбекистане уже создана, если же переход школ Узбекистана на тепловые насосы станет массовым, подобные проекты станут привлекательными и для частных инвесторов.
Безусловно, теоретически возможна и такая альтернатива как газификация сельских школ. Однако для ее осуществления нужно, во-первых, сырьё, то есть сам газ, который сейчас в дефиците, во-вторых, масштабная реконструкция инфраструктуры. В некоторых местах газопроводы не ремонтировались с советских времен, то есть снизился охват территорий самой газовой сетью. Фактически трубы придется прокладывать заново.
Автономия ФЭС в такой ситуации выглядит как явное конкурентное преимущество.
При этом наблюдаемая тенденция на данный момент заключается в том, что пока иной раз в сельской местности происходит перевод социальных объектов на отопление углем вместо газа.
Вторая часть мероприятия была посвящена презентации проекта GIZ «Развитие частного сектора и консультирование в области экономической политики в Узбекистане». Суть проекта заключалась в содействии зеленой индустриализации и развитию энерго- и ресурсо- эффективного производства в Узбекистане путем повышения энергоэффективности, снижении расхода сырья и очистки сточных вод (в терминологии GIZ методология RECP, в свою очередь основанная на методологии, разработанной Организация Объединенных Наций по промышленному развитию).
Как отметил министр спорта и ректор университета академии TOBB ETÜ Адхам Икрамов, текстильная и строительная промышленность (в особенности производство цемента) в последние пять лет переживают в Узбекистане бурный рост. Экспорт текстиля с 2017 года, когда он составлял 250 миллионов долларов в год, к настоящему моменту дошел до 5 миллиардов. Производство цемента за тот же отрезок времени с 6 миллионов тонн до 19 миллионов тонн в год.
Вкупе с ростом населения страны и пищевой промышленности, развитие текстильной промышленности способствует постоянному увеличению выбросов метана в Узбекистане за последние 30 лет. К тому же, как самая большая отрасль в структуре промышленности Узбекистана она по определению является крупнейшим потребителем электроэнергии.
Что же касается производства таких стройматериалов как стекло и цемент, то оно является самым значительным источником CO2 в промышленности Узбекистана.
Проект GIZ на данный момент охватывает 56 малых и средних предприятий в обеих отраслях. Помимо достижения энергоэффективности и экономии ресурсов, которые ведут к снижению операционных расходов. Ведь в конечном счете речь об увеличении прибыли на каждый израсходованный киловатт энергии и килограмм сырья.
Применение методологии RECP также позволит пятнадцати предприятиям, осуществившим первую стадию проекта, снизить выбросы CO2 на 11%. Их потенциал в этой области уже валидирован, сертифицированными на европейском рынке компаниями.
Главным своим достижением команда GIZ считала бы превращение этой методологии в устойчивую практику, применяемую на предприятиях Узбекистана вне зависимости от участия в проектах GIZ.
Разумеется, усовершенствование производственных процессов в рамках самого проекта было бы невозможно без их предварительного изучения экспертами, привлеченными GIZ, на местах, то есть на самих предприятиях.
Участники последующей дискуссии отметили, что это большое достижение. Ведь доступ к данным, описывающим производственные и управленческие процессы в Узбекистане – это очень деликатная тема. Обычно руководство предприятий, да и рядовые сотрудники стараются держать их в секрете. Соответственно, в ходе дискуссии прозвучало предложение, адресованное законодателям: если они намерены своими инициативами и далее способствовать зеленой индустриализации в Узбекистане, то думать не только о разработке санкций, но и о поощрениях.
Для средних и малых предприятий Узбекистана успешное применение методологии RECP, само по себе достижение, измеряемое в деньгах. Участие в проекте существенно повышает конкурентоспособность предприятия на европейском рынке (речь не только о текстиле, но и стройматериалах), многие товары попросту не могут поставляться туда без маркировки, удостоверяющей углеродную нейтральность. Перспектива в этом плане есть не только у текстильной, но и у строительной промышленности.
Ибрагим Юсупов
Комментарии