Зеленый рейтинг городов Узбекистана как драйвер устойчивого развития и инструмент экологического менеджмента

Фото: Дана Опарина/Anhor.uz

За последние два десятка лет мы стали свидетелями очевидного ухудшения экологической обстановки в крупных городах Узбекистана, обусловленного увеличением их населения, ростом промышленности и износом городской инфраструктуры.  В июле этого года общественность Узбекистана получила новый инструмент для улучшения условий жизни в своих городах. Это online-платформа greencities.uz, содержащая рейтинг экологической устойчивости 14-ти административных центров Республики Узбекистан, их экологические паспорта, а также их экологические мастер-планы. В свете указа президента Республики Узбекистан №81 от 31.05.2023 есть все основания видеть в этой совокупности документов предвестник больших перемен как в политике городских администраций, так и в их взаимоотношениях с горожанами.

Амбициозная инициатива

Оnline-платформа и первый рейтинг экологической устойчивости городов Узбекистана (Uzbekistans’s Green Cities Rating) были представлены публике 11 июля сотрудниками Национального центра по изменению климата при Министерстве экологии, охраны окружающей среды и изменения климата.

Зеленый рейтинг городов Узбекистана очень заметный и важный шаг в движении страны по пути устойчивого развития. Ведь он рассчитывается на основе экологических паспортов, содержащих данные по состоянию экологии в каждом из городов. Состав и организация данных в этих документах далеко не случайны, они собраны по индикаторам, установленным международной методологией GREEN CITY INDEX.

Эта метода была разработана исследовательским проектом Economist Intelligence Unit, при участии экспертов из десятков международных организаций и поддержке компании Siemens. Она предполагает сбор данных по 30 показателям, относящимся к восьми-девяти группам в зависимости от региона. В перечень групп входят выбросы CO2, энергетика, здания, землепользование, транспорт, вода, санитария, утилизация отходов, качество воздуха и управление окружающей средой.

До недавнего времени методология GREEN CITY INDEX применялась для исследований лишь 120 важнейших городов мира, большая часть которых была расположена в Европе и Северной Америке. На Азию, самый густонаселенный регион мира, приходилось всего 22 города. Так что применение методологии GREEN CITY INDEX со стороны правительства Узбекистана чрезвычайно прогрессивный и амбициозный шаг.

Критерии и чемпионы

Согласно материалам, обнародованным на презентации проекта, для Узбекистана разработан свой набор индикаторов, состоящий из семи групп: качество воздуха, землепользование, водопотребление, транспорт, энергетика, отходы и санитария, иными словами, две группы показателей «выбросы CO2» и «управление окружающей средой» (в полной версии включает в качестве подпункта «участие общественности в зеленой политике») не являются обязательными.

На первом месте в рейтинге Наманган, уже успешно выполнивший ряд экологических мастер-планов, на втором – Самарканд, лидер по количеству зеленых насаждений на душу населения, на третьем – Навои, город с минимальным расходом электричества на одного жителя.  Ташкент, известный борьбой горожан за сохранность зеленых насаждений, занял в рейтинге всего лишь двенадцатое место. Разумеется, при включении в паспорта группы показателей «управление окружающей средой» с подпунктом «участие общественности в зеленой политике», позиция Ташкента в рейтинге могла быть совсем другой.

Экологический портрет города

Для жителей городов, вошедших в рейтинг, экологические паспорта – источник ценной и подчас неожиданной информации. Из этого документа можно узнать не только о параметрах загрязнения атмосферы города твердыми частицами, диоксидами азота и серы, не только о площади зеленых насаждений, и о работе очистных сооружений, но и об уровне производства возобновляемой энергии и даже о количестве зданий, спроектированных в соответствии со стандартами энергоэффективности.

Правда, следует указать, что пока в экологических паспортах городов Узбекистана довольно много пробелов. Как правило, нет данных о выбросах CO2. На презентации online-платформа greencities.uz, сотрудники проекта отметили, что до недавнего времени хокимияты сосредотачивались на улучшении социально-экономических показателей, упуская из внимания экологические. При этом некоторые виды данных о экологической ситуации в городах к моменту начала проекта просто не собирались на регулярной основе.

От оценок к действиям

Разумеется, информированием общественности об экологических проблемах и состоянии городской инфраструктуры назначение паспортов не исчерпывается. На их основе должны разрабатываться экологические мастер-планы, содержащие рекомендации и мероприятия для улучшения экологической ситуации. Пока готовы только два – для Бухары и Самарканда.

Их примечательная особенность в том, что при их составлении имела место попытка вовлечение общественности в решение проблем этих городов.

В ходе специальных опросов горожан попросили высказаться о том, какие экологические проблемы своего города они считают наиболее серьезными и какие меры по улучшению ситуации первоочередными.

Жители Бухары, как, впрочем, и самаркандцы, в первую очередь выразили недовольство плохим состоянием атмосферного воздуха, а в качестве первоочередной меры назвали увеличение площади зеленых насаждений. В результате в итоговом плане мы в разделе «землепользование» среди целей видим увеличение площади зеленых насаждений, а среди задач — увеличение площади зеленых зон в городах до 15% к 2027 году по сравнению с текущим состоянием, высадку “зеленого пояса»  по границе города и внедрение обязательного озеленения парковочных зон.

Начало большого соревнования

Экологические паспорта городов должны обновляться ежегодно. Соответственно, ежегодно будут меняться и позиции городов в рейтинге. Фактически online-платформа greencities.uz позволяет отслеживать достижения и проблемы в области экологии в реальном времени за год. Согласно указу президента Республики Узбекистан №81 от 31.05.2023  на хокимов возложена ответственность за их  реализацию и обязанность отчитываться об исполнении  экологических мастер-планов  перед Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата,   По тому же документу, исполнение экологического мастер-плана  и его результативность являются основанием для рассмотрения меры поощрения или дисциплинарного взыскания в отношении городских хокимов.

У представителей неравнодушной к экологии общественности Узбекистана, соответственно, появляется возможность узнавать об экологических проблемах крупных городов включая и те, где они живут.

В принципе на основании экологических паспортов, выставленных на сайте вопросы к хокимиятам, можно ставить уже сейчас: экологические паспорта, выставленные на сайте, зачастую, как уже говорилось выше, содержат далеко не полные данные или картину в абсолютных цифрах.

Напомнить о заполнении лакун в документах и поинтересоваться, как эти абсолютные цифры соотносятся с целевыми показателями, например, не сколько есть квадратных метров зеленых насаждений сейчас, а как это соотносится с тем, сколько нужно, а именно с той самой нормой в 20% площади, установленной стандартами ВОЗ. Поставить такой вопрос — вот уже один из первых возможных шагов для тех, кому небезразлично устойчивое развитие и экологическое благополучие родного города.

Также очевидно, что в связи с обязательствами, которые взял на себя Узбекистан в рамках Парижского соглашения, такая группа индикаторов, связанная выбросами CO2 в итоге, имеет все шансы стать обязательной.

Что же касается участия общественности в зеленой политике, благодаря появлению Зеленого рейтинга городов Узбекистана у него вполне реальные перспективы. Впереди разработка мастер-планов для оставшихся административных центров, которая согласно все тому же указу президента Республики Узбекистан №81 не только согласуется с Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, но и подлежит общественному обсуждению.

Гафар Ризаев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.