Общественный совет и эксперты представили предложения по проблеме вырубки деревьев
Городская общественность широко обсуждает незаконные вырубки деревьев во многих районах города, когда вырубаются многолетние деревья, которые так важны для нашего жаркого климата в плане экологии и здоровья населения. Неравнодушные жители неоднократно просили Общественный совет выработать предложения и инициативы по оптимизации процесса вырубки деревья и защиты окружающей среды.
Совет предлагает на рассмотрение хокимията инициативы, разработанные экспертами в сфере экологии и защиты окружающей среды, скорейшее внедрение которых приведет к значительному улучшению процесса управления и мониторинга вырубки деревьев.
Также члены совета просят рассмотреть возможность приостановить (ввести временный мораторий) сруб всех деревьев в городе на время, пока будут внедрены основные мероприятия по контролю за вырубкой деревьев.
Предложения экспертного совета по окружающей среде при Общественном Совете хокимията Ташкента по вопросу улучшения состояния лесного фонда Ташкента:
1) Создание электронного реестра всего лесного фонда города и ведение его кадастра;
2) Пересмотр системы ответственности за вырубку деревьев, обеспечивающую принципы неотвратимости и справедливости наказания за причинённый экономический и экологический ущерб. Однозначно увеличить суммы штрафов за незаконную вырубку, для того, чтобы сумма наказания стала не соразмерна получаемой от вырубки дохода.
3) Создание эффективной системы общественного контроля: круглосуточной горячей линии, телеграмм-бота, отряда экологической полиции. Создать публично доступный источник – например сайт/приложение, где должны быть размещены все разрешения (за подписью хокима) на вырубку деревьев по районам города ДО того, как приедут вырубать дерево. С таким разрешением только махаллинский комитет/участковый может пустить на свою территорию. Уполномоченный орган, ведущий этот сайт/приложение, должен иметь горячую линию и присутствие в социальных сетях для всестороннего оповещения о своей деятельности и взаимодействия с гражданами.
4) Чёткое определение норм санитарной вырубки для недопущения злоупотребления термином «обрезка», приводящую к полной инвалидности дерева. Наладка системы полной открытости информации по обрезке для возможности общественного контроля над происходящими обрезками.
5) При необходимости вырубки дерева, наложить обязанность высадки не менее 5 деревьев, желательно ДО получения разрешения на вырубку первого. Определить временной промежуток посадки новых деревьев вместо спиленного, в случае невозможности посадки новых деревьев до вырубки.
6) Введение в действие системы охраны и использования городского леса, основанной на принципах разделения компетенций – контролирующие вырубку органы не должны зависеть от органов, выдающих разрешения на вырубку. Система должна исключать возможности коррупции, превышения или злоупотребления служебными полномочиями при выдаче разрешений и при контроле над вырубкой. Обозначить, по возможности, каждое дерево номером и годом посадки в базе данных уполномоченного органа. Вести кадастр/учёт деревьев в открытом доступе;
7) Создание системы экономической оценки лесного фонда города для понимания имеющегося природного капитала, его ценности и соответствующего управления;
8) В целях сохранения биологической устойчивости насаждений, широкого развития патологических процессов в насаждении, снижения ущерба от вредителей и соблюдения норм санитарной обрезки деревьев, следует восстановить работу существовавшей ранее Станции защиты растений в составе Городского Управления благоустройства городского (ГУБ) Хокимията. Ташкентский городской комитет по охране природы (ныне Управление по экологии и ОС Ташкента) неоднократно выступал с этой рекомендацией. Работниками станции строго контролировалась санитарная обрезка деревьев, места спила замазывались специальным составом (варом), проводилась борьба с вредителями.
9) Пересмотреть работу агротехнической службы ГУБ в направлении видового разнообразия деревьев и кустарников, определяемого как наиболее целесообразное для посадки в Ташкенте, учитывая условия их произрастания: тенеобразование, засухоустойчивость, ветровальность и др. Кроме того, посадка плодовых деревьев на улицах города абсолютно не рациональна, т.к. их кроны низкие и не дают тени, в которой так нуждается город летом. Цветут красиво, спору нет, но, когда поспевшие плоды падают на прохожую часть тротуаров, вид удручающий. В остальное время года — это малоэффективные деревья в плане очистки атмосферы города. Определить список пород деревьев (многолетние, ценные породы, имеющие экологические и санитарное значение для города и общества) которых нужно культивировать и оберегать. Составить список в порядке предпочтения для предотвращения господства отдельных видов, имеющих невысокое экологическое значение (преобладание хвойных пород исключить).
10) Создание Дня дерева/города весной и осенью, когда можно будет проводить повсеместные посадки деревьев в городе с привлечением общественных организаций и активных граждан, там же организовать продажу деревьев для участников мероприятия и обеспечить освещение в СМИ. Деды и отцы будут примером для своих детей и у тех останется память о событии и дерево «отца» на память.
11) Инициировать конкурс на самый зелёный город с другими городами Узбекистана и возможно нашими городами-побратимами за рубежом.
12) Использование различных инструментов для озеленения города, включая привлечение малого бизнеса для выполнения посадок деревьев вокруг своих объектов. Возможно использование посадок деревьев контейнерным способом.
13) Развивать систему зеленых парков Ташкента.
14) Наладить систему переработки опавших листьев в доп.продукты – мульча, удобрение, брикеты. Это позволит снять причину недовольства лиственными – необходимость уборки листвы осенью. Неудобство не должно служить причиной отсутствия лиственных пород. А «отходы» таких видов играют важную роль в улучшении плодородия почв. Опавшая листва должна вновь попадать в почву, увеличивая состав органики в ней и увеличивая её здоровье.
15) Внедрить систему создания школьных лесных «островков», школьных лесничеств, (название предварительное, потому что можно включить сюда и территории колледжей, институтов, университетов) для повышения образовательного уровня молодого поколения в отношении зелёных насаждений.
16) Озеленить фасады не высотных домов и иных сооружения (к примеру, пункты приема мусора) с помощью вечнозеленого плюща, который станет дополнительным источником кислорода, барьером от нагрева зданий и от не приятных запахов (в случае с пунктами приема мусора)
17) Внедрение других мер, способствующих созданию здорового городского леса и имиджа Ташкента, как «зеленого» города.
Совет предлагает на рассмотрение хокимията инициативы, разработанные экспертами в сфере экологии и защиты окружающей среды, скорейшее внедрение которых приведет к значительному улучшению процесса управления и мониторинга вырубки деревьев.
Также члены совета просят рассмотреть возможность приостановить (ввести временный мораторий) сруб всех деревьев в городе на время, пока будут внедрены основные мероприятия по контролю за вырубкой деревьев.
Предложения экспертного совета по окружающей среде при Общественном Совете хокимията Ташкента по вопросу улучшения состояния лесного фонда Ташкента:
1) Создание электронного реестра всего лесного фонда города и ведение его кадастра;
2) Пересмотр системы ответственности за вырубку деревьев, обеспечивающую принципы неотвратимости и справедливости наказания за причинённый экономический и экологический ущерб. Однозначно увеличить суммы штрафов за незаконную вырубку, для того, чтобы сумма наказания стала не соразмерна получаемой от вырубки дохода.
3) Создание эффективной системы общественного контроля: круглосуточной горячей линии, телеграмм-бота, отряда экологической полиции. Создать публично доступный источник – например сайт/приложение, где должны быть размещены все разрешения (за подписью хокима) на вырубку деревьев по районам города ДО того, как приедут вырубать дерево. С таким разрешением только махаллинский комитет/участковый может пустить на свою территорию. Уполномоченный орган, ведущий этот сайт/приложение, должен иметь горячую линию и присутствие в социальных сетях для всестороннего оповещения о своей деятельности и взаимодействия с гражданами.
4) Чёткое определение норм санитарной вырубки для недопущения злоупотребления термином «обрезка», приводящую к полной инвалидности дерева. Наладка системы полной открытости информации по обрезке для возможности общественного контроля над происходящими обрезками.
5) При необходимости вырубки дерева, наложить обязанность высадки не менее 5 деревьев, желательно ДО получения разрешения на вырубку первого. Определить временной промежуток посадки новых деревьев вместо спиленного, в случае невозможности посадки новых деревьев до вырубки.
6) Введение в действие системы охраны и использования городского леса, основанной на принципах разделения компетенций – контролирующие вырубку органы не должны зависеть от органов, выдающих разрешения на вырубку. Система должна исключать возможности коррупции, превышения или злоупотребления служебными полномочиями при выдаче разрешений и при контроле над вырубкой. Обозначить, по возможности, каждое дерево номером и годом посадки в базе данных уполномоченного органа. Вести кадастр/учёт деревьев в открытом доступе;
7) Создание системы экономической оценки лесного фонда города для понимания имеющегося природного капитала, его ценности и соответствующего управления;
8) В целях сохранения биологической устойчивости насаждений, широкого развития патологических процессов в насаждении, снижения ущерба от вредителей и соблюдения норм санитарной обрезки деревьев, следует восстановить работу существовавшей ранее Станции защиты растений в составе Городского Управления благоустройства городского (ГУБ) Хокимията. Ташкентский городской комитет по охране природы (ныне Управление по экологии и ОС Ташкента) неоднократно выступал с этой рекомендацией. Работниками станции строго контролировалась санитарная обрезка деревьев, места спила замазывались специальным составом (варом), проводилась борьба с вредителями.
9) Пересмотреть работу агротехнической службы ГУБ в направлении видового разнообразия деревьев и кустарников, определяемого как наиболее целесообразное для посадки в Ташкенте, учитывая условия их произрастания: тенеобразование, засухоустойчивость, ветровальность и др. Кроме того, посадка плодовых деревьев на улицах города абсолютно не рациональна, т.к. их кроны низкие и не дают тени, в которой так нуждается город летом. Цветут красиво, спору нет, но, когда поспевшие плоды падают на прохожую часть тротуаров, вид удручающий. В остальное время года — это малоэффективные деревья в плане очистки атмосферы города. Определить список пород деревьев (многолетние, ценные породы, имеющие экологические и санитарное значение для города и общества) которых нужно культивировать и оберегать. Составить список в порядке предпочтения для предотвращения господства отдельных видов, имеющих невысокое экологическое значение (преобладание хвойных пород исключить).
10) Создание Дня дерева/города весной и осенью, когда можно будет проводить повсеместные посадки деревьев в городе с привлечением общественных организаций и активных граждан, там же организовать продажу деревьев для участников мероприятия и обеспечить освещение в СМИ. Деды и отцы будут примером для своих детей и у тех останется память о событии и дерево «отца» на память.
11) Инициировать конкурс на самый зелёный город с другими городами Узбекистана и возможно нашими городами-побратимами за рубежом.
12) Использование различных инструментов для озеленения города, включая привлечение малого бизнеса для выполнения посадок деревьев вокруг своих объектов. Возможно использование посадок деревьев контейнерным способом.
13) Развивать систему зеленых парков Ташкента.
14) Наладить систему переработки опавших листьев в доп.продукты – мульча, удобрение, брикеты. Это позволит снять причину недовольства лиственными – необходимость уборки листвы осенью. Неудобство не должно служить причиной отсутствия лиственных пород. А «отходы» таких видов играют важную роль в улучшении плодородия почв. Опавшая листва должна вновь попадать в почву, увеличивая состав органики в ней и увеличивая её здоровье.
15) Внедрить систему создания школьных лесных «островков», школьных лесничеств, (название предварительное, потому что можно включить сюда и территории колледжей, институтов, университетов) для повышения образовательного уровня молодого поколения в отношении зелёных насаждений.
16) Озеленить фасады не высотных домов и иных сооружения (к примеру, пункты приема мусора) с помощью вечнозеленого плюща, который станет дополнительным источником кислорода, барьером от нагрева зданий и от не приятных запахов (в случае с пунктами приема мусора)
17) Внедрение других мер, способствующих созданию здорового городского леса и имиджа Ташкента, как «зеленого» города.
Поделиться:
Комментарии