Журналисты и сотрудники пресс-служб часто выступают как две противоборствующие стороны информационного процесса, и здесь важно понять, что, решая различные задачи, они идут к одной общей цели.  В ходе семинара участники искали оптимальные способы устранения проблем, новые подходы и инструменты по формированию общественного мнения при освещении рационального использования водных ресурсов.


Организаторы тренинга предоставили отличную площадку для взаимодействия, жуналисты имели возможность задать вопросы и высказать свои претензии к специалистам пресс-служб, а те, в свою очередь, могли показать эту коммуникацию со своей точки зрения.

Тренером и разработчиком специальной программы семминара выступил руководитель проектов ИОЦ «Северная столица» Андрей Бойцов. Первый день тренинга был посвящен углубленной работе с представителями пресс-служб государственных организаций Узбекистана. В интерактивной форме учстники изучили различные методы подготовки к мероприятиям и их проведению, типовое реагирование на различные ситуации, ознакомились с зарубежными примерами, практиками и историческими событиями, связанными с их деятельностью.



 Теперь о самом нтересном: На тренинге были представлены обязательные элементы “message house” («дом-сообщение»). Согласно этой технике, «в фундаменте» должны лежать доказательства, улики, сильные аргументы. В противном случае «дом» развалится. Стены это – ключевые сообщения, а крыша – общая мысль.

Также специалисты разобрали, как применять треугольник Карпмана-Берна «жертва-спасатель-агрессор». В кризисной ситуации СМИ берут на себя роль спасителя, воспринимая пресс-службы как агрессоров. Именно поэтому работникам пресс-служб важно реагировать вовремя и предоставлять информацию полностью. Иными словами – отказ от комментариев вызывает непонимание и дает СМИ повод переложить вину на ведомство, которое игнорирует запросы.



Как результат совместной работы пресс-служб различных министерств и ведомств были созданы концепции трех уникальных проектов в качестве образцового формата медийной активности.

«Результативность проявленной работы раскрывает огромный потенциал не только взаимодействия пресс-служб с журналистами, но и возможность реализации долгосрочных и даже амбициозных экологических проектов, в том числе и разработанных во время тренинга», - сказал тренер Андрей Бойцов.


Во второй день тренинга к участникам присоединились журналисты радиоканалов, печатных и онлайн СМИ, которые тоже дали оценку работе пресс-служб, озвучили имеющиеся сложности и свои ожидания по изменениям в сотрудничестве и проведении мероприятий. Важным элементом тренинга стала командная работа над проектами. 20 участников мероприятия в смешанных группах подготовили полноценные стратегии продвижения и реализации трех разработанных проектов.

«Эта практика по совместной разработке и презентации стратегий проектов оказалась очень полезной. То, что мы, специалисты, считаем для себя и так понятным, оказывается, может не быть очевидным для журналистов. Отсюда вывод – детали очень важны в деятельность пресс-служб по различным темам для достижения запланированных результатов, а также и для моей работы», - поделилась своими впечатлениями Хония Асилбекова, Начальник Информационно-аналитического отдела ЦСАК при Госкомэкологии Республики Узбекистан.

Помимо разработки концепций проекта, участники подробно обсудили требования и ожидания от пресс-релизов, неточности или ошибки в них, необходимость создания фото-базы и фотоархивов, а также профессиональные качества, которыми должны обладать обе стороны и важность установления доверия к предоставляемой информации.

«На этом тренинге я получила не только много новых знаний, но и полезные для работы знакомства. В дальнейшем обязательно буду применять приобретенные навыки, использовать новые инструменты и хитрости, которым нас научил замечательный тренер за эти два дня. Я очень рада, что смогла принять участие и благодарна как Андрею Александровичу, так и организаторам за положительные эмоции», - рассказала Дурдона Исхакова, представитель пресс-службы Центра гидрометеорологической службы при МЧС Республики Узбекистан.

  «Тренинг для сотрудников пресс-служб и журналистов Узбекистана по взаимодействию в освещении рационального использования воды прошел интерактивно, позитивно и продуктивно. Мы обсудили, как улучшить работу друг с другом, важность открытости пресс-служб. Снова поднимался вопрос открытого доступа прессы к статистике по всем общественным явлениям и процессам, которой у нас пока нет. В свою очередь сотрудники пресс-служб отметили нередкую пассивность корреспондентов на пресс-конференциях и нежелание многих редакторов перепроверять факты. Полезной была коллективная работа по способам освещения водных проблем региона. Участники искали механизмы по продвижению, успешной реализации и привлечению общественного внимания к созданным проектам. Спасибо тренеру из Санкт-Петербурга, Андрею Александровичу, и организаторам тренинга – Филиалу Регионального экологического центра Центральной Азии в Узбекистане, за их важную работу, направленную на популяризацию эффективного, грамотного, бережного водопользования», - отметила Надежда Нам, корреспондент газеты «Леди» и участница тренинга.

Следует подчеркнуть, что созданные кейсы и проекты планируется использовать в обучении студентов, а также других журналистов в областях Узбекистана. Для обеспечения устойчивости проекта UzWaterAware будет создано учебное пособие по взаимодействию со СМИ для сотрудников пресс-служб других госорганизаций и улучшения их деятельности. «Журналисты и общественные организации являются движущими силами, которые выражают ожидания общества к происходящим в стране прогрессивным изменениям. В свою очередь журналисты хотят видеть подвижки хотя бы через изменения в общении и обмене информацией с государственными структурами. Как следствие, журналисты склонны предъявлять завышенные требования к взаимодействию с пресс-службами. И это очень хорошо, потому что появляется ориентир, в каком направлении надо выстраивать работу пресс-службам для того, чтобы общество по достоинству оценило деятельность их министерств и ведомств», - поделился своим мнением автор тренинга Андрей Бойцов.



По словам Андрея, первым шагом конструктивного диалога всегда является налаживание механизма повседневного взаимодействия. Пресс-службы точно так же заинтересованы в том, чтобы журналисты были корректны, объективны и придерживались принципов журналисткой этики в освещении событий. Андрей считает, что прошедший тренинг показал: в рамках этих ожиданий получается прекрасное конструктивное взаимодействие, общий язык находится легко. Он также отметил, что большинство проблем носят субъективный, эмоциональный характер, и они устраняются, как только стороны начинают взаимодействовать в интересах общества и государства. В частности, освещая вопросы рационального и продуктивного использования ресурсов, проектов в сфере экологии и изменении климата.