Долгий путь к ЕАЭС

Долгий путь к ЕАЭС

25 июня 2014 года в Ташкенте состоялся совместный брифинг глав дипломатических миссий Беларуси, Казахстана и Российской Федерации, посвященный подписанию Договора о создании Евразийского экономического союза.
 
Сам факт проведения брифинга, где одновременно выступают главы дипмиссий трех государств, довольно большая редкость для журналистов Узбекистана. Но событие, по поводу которого он состоялся, заслуживало этого.
 
Брифинг был организован в связи с подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года в Астане Президентами Казахстана, Беларуси и Российской Федерации.
 
Была ли необходимость создания на пространстве СНГ нового экономического союза?
Наверное, да. Ведь в мире функционирует 26 региональных экономических объединений, 5 экономических и валютных союзов. Самый крупный из них Европейский союз, есть союзы в Африке и Латинской Америке. Помимо этого существуют 4 общих рынка, 6 таможенных союзов и 11 зон свободной торговли от Европы до Юго-Восточной Азии.
 
В этих условиях, создание союза экономик на огромном пространстве, имеющих к тому же общие корни, выглядит вполне естественно, хотя создание экономического союза – процесс длительный и порой мучительный.
 
К примеру, создание Европейского союза берет свое начало с 1951 года, к 1968 году было завершено формирование Таможенного союза и только в 2002 году было объявлено об окончательном формировании экономического и валютного союза в Европе с населением в 500 миллионов человек. Правда, попытка выйти на уровень политического союза не удалась.
 
Собственно говоря, ЕАЭС в точности повторяет путь создания ЕС. Идея появилась еще в 1994 году, которая в 2000 году оформилась в виде Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭс). В 2006 году  принято решение о создании Таможенного союза Казахстана, России и Беларуси. В 2010 году создан Таможенный союз, сняты таможенные границы, и перенесены на внешние границы стран-членов союза. Прошло еще четыре года, когда наконец-то был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе.
 
Создание ЕАЭС вызвало неоднозначную реакцию в мире, да и в странах СНГ.  Многие усматривали в нем некую политическую структуру, хотя об этом, в общем-то, не заявлялось. Ведь Договор конкретно предусматривает лишь создание экономического союза. На повестке дня сегодня это не стоит и необходимости в создании наднациональных структур, которые не воспринимаются хотя бы одной страной, нет.
 
 

ЕАЭС –это пространство с площадью 20 206 350 км² и населением в 173,302 млн. человек. Объем совокупной валовой продукции более 2 трлн. долларов США. Это огромнейший потребительский рынок планеты. Говоря об этом, Посол Казахстана в Узбекистане Б. Жексембин подчеркнул: «Таможенный союз и Единое экономическое пространство стали одним из самых динамично развивающихся мировых экономических проектов. Только за последние пять лет товарооборот между нашими странами вырос на 88%, достигнув планки в 24 млрд. долларов США. Экспорт государств-партнеров по евразийской интеграции увеличился на 63% и составил 10 млрд. долларов США. Перспективный интеграционный эффект в виде прироста совокупного ВВП к 2030 году может составить порядка 25% или более 600 млрд. долларов США.
 
Страны ЕАЭС занимают первое место в мире по добыче нефти и газа, второе – по выпуску минеральных удобрений, третье – по электроэнергии, четвертое – по пшенице, углю и стали».


 
Выступая на брифинге, Посол Республики Беларусь в Республике Узбекистан Н. Клакевич отметил, что при подготовке институционального оформления будущего Союза, сторонами проделана кропотливая работа по формированию конкретных целей, принципов и задач, сведена воедино большая часть базовых соглашений Таможенного союза и Единого экономического пространства.
 
Посол акцентировал внимание собравшихся на том, что в ходе работы над проектом Договора  Беларусь последовательно выступала за формирование Евразийского экономического союза на базе полномасштабного таможенного союза без изъятий и ограничений. Белорусская сторона исходила из необходимости выравнивания условий хозяйствования на рынке Евразийского экономического союза.
 
Беларусь с пониманием относится к позициям партнеров по Союзу в отношении временной неготовности открыть определенные сектора экономики для равноценной работы в них остальных участников этого интеграционного проекта (в отношении энергоносителей и либерализации автоперевозок). По некоторым позициям взаимной торговли в Договоре предусмотрены переходные периоды вплоть до 2025 года, в том числе в таких сферах как формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов и других услуг.
 
Н. Клакевич проинформировал, что государства-члены Договора будут осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики, стремиться к созданию условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов; всесторонней модернизации и повышению конкурентоспособности национальных экономик.

Подписание Договора действительно имеет историческое значение. В этой тональности было выдержано выступление Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Узбекистан В. Тюрденева. Этот Документ выводит взаимодействие Беларуси, Казахстана и России на принципиально новый уровень, в полной мере сохраняя государственный суверенитет.

Посол России подчеркнул, что взаимная выгода интеграционных процессов уже подтверждается на практике. Расширяются экономические связи стран «тройки», совершенствуется структура торговли, укрепляется конкурентоспособность в мировой экономике.

Появление нового мощного экономического центра заставило поволноваться западные страны. Еще задолго до подписания Договора, к примеру, США подозревали будущий ЕАЭС в попытке «советизации», но как кажется, суть не в этом, а в том, что новый союз станет сильным экономическим конкурентом.

ЕАЭС только создан и результаты будут ощутимы не сразу, понадобятся годы, но уже сейчас ясно, что выгода будет у всех участников союза. Условия Договора таковы, что в первую очередь выгоду получат люди бизнеса; свободное перемещение товаров, трудовых ресурсов и капитала, а в конечном итоге от этого выиграют потребители.

Максад Джангиров,
специально для Anhor.uz

Фото автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.