Экспортный потенциал Узбекистана: текущее состояние и перспективы

Экспортный потенциал Узбекистана: текущее состояние и перспективы

В рамках программы по усилению экспортного потенциала страны 18 мая в Ташкенте состоится Практическая бизнес-конференция  «Экспорт товаров и услуг», представляющая собой новый формат бизнес-мероприятий с включением интерактивных обсуждений. Мероприятие планирует привлечь большое количество участников, занятых в текстильной, сельскохозяйственной, химической, пищевой, фармацевтической отраслях, а также в сфере услуг, со всех уголков  страны.

На сегодняшний день Узбекистан экспортирует  хлопок, золото, урановую руду, минеральные удобрения, металлы, продукцию текстильной и пищевой промышленности, автомобили. Мы занимаем 11-е место в мире по добыче природного газа, 3-е место в мире по экспорту и 6-е место по производству хлопка, 7-е место в мире по запасам урана (в стране 4 % мировых запасов урана). По общим запасам золота Узбекистан стоит на 4-ом месте в мире, а по уровню его добычи — на 9-ом. 

За 1991 — 2015 годы произошло существенное изменение структуры экспорта Узбекистана. Главным товаром республики стали энергоносители, их доля в экспорте увеличилась с 17,1 % до 25,5 %, при этом доля хлопкового волокна в экспорте снизилась с 59,7 % до 7,7 %. Доля черных и цветных металлов составила 5,1 %, химической продукции – 4,4 %, продовольствия – 3,4 %, доля машин и оборудования – 1,2 %.
Основными внешнеторговыми партнерами республики являются Китай, Россия, Казахстан, Южная Корея.


 
Не смотря на то, что доля хлопка-волокна в экспортных операциях страны значительно снизилась и уже в течение нескольких последних лет сохраняет свою долю в 7% или порядка 550 тысяч тонн мировом объеме экспорта хлопка-волокна, ведется целенаправленная работа по созданию новых производств и увеличению мощностей по его переработке. Программа модернизации хлопковой отрасли предусматривает увеличение объемов внутренней переработки хлопка-волокна с 44% в текущем году до 70% в 2020 году и соответствующее увеличение экспорта текстильной продукции — с 800 млн долларов до 1,5 млрд долларов США. Как свидетельствуют данные Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли, главными покупателями узбекского хлопка являются Бангладеш (29%), Китай (26%), Южная Корея (7%) и Иран (5%).

Энергоносители и нефтепродукты являются главным товаром, поставляемым нашей страной на экспорт. Доказанные запасы природного газа составляют 3,4 трлн куб. м. По данным Центра экономических исследований (ЦЭИ) Узбекистана, при сохранении нынешних тенденций и объемов потребления ресурсов, запасов природного газа в Узбекистане еще хватит на ближайшие 20-30 лет.

Огромные надежды возлагаются и на автомобильную промышленность. Не смотря на то, что её процент еще не столь существенен в общем объеме экспорта, в этом направлении ведутся активные работы. На сегодняшний день в Узбекистане существует несколько крупных автопроизводителей. Среди них:
·       JV MAN Auto-Uzbekistan — совместное предприятие акционерной компании «Узавтосаноат» и компании MAN Truck&Bus AG (Германия);
·       ООО «СамАвто» (создано в 2006 году) – производство грузовиков грузоподъемностью от четырех до 18 тонн, а также пассажирских городских автобусов вместимостью 37 человек на базе шасси японской компании Isuzu;
·       ЗАО СП GM Uzbekistan (бывш.UzDaewooAuto) — производство автомобилей Nexia,  Matiz, Lacetti, Cobalt, Spark, Captiva и других.
·       Ташкентский тракторный завод (ТТЗ) – выпуск тракторов и тракторных прицепов для бестарной перевозки хлопка.

Не смотря на то, что доля продовольственных товаров составляет всего 3,4% в общем объеме экспорта, Узбекистан имеет высокий сельскохозяйственный ресурсный потенциал и производит свыше 15 млн. тонн плодовоовощной продукции в год. Основными видами плодоовощной продукции, отправляемой на экспорт, являются: абрикос, виноград, хурма, гранат, фасоль, сливы, огурцы, морковь, грецкие орехи и другие. Только за последние 5 лет география поставок расширилась за счёт экспорта в Норвегию, Таиланд, Вьетнам, Малайзию, Индонезию, Бразилию, Кипр, Македонию, США и др.

Узбекистан имеет высокий экспортный потенциал. Однако для его успешной реализации необходим грамотный подход, который позволит предприятиям повысить свою конкурентоспособность, а стране – укрепить свои позиции в качестве надежного партнера, которому есть, что предложить другим государствам.

Предстоящая в мае бизнес-конференция «Экспорт товаров и услуг» призвана решить поставленную выше задачу и вооружить предпринимателей Узбекистана необходимыми знаниями, которые помогут стать им более конкурентоспособными на внешних рынках.
Мероприятие состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя выступления трех приглашенных спикеров, обладающих обширным практическим опытом в построении успешных экспортных стратегий — Дмитрием Дичковским, бывшим генеральным директором компании «Милавица», Игорем Качаловым, основателем маркетингового агентства «Ясные решения», и Максимилианом Фоедингером, австрийским специалистом по экспортным рынкам.

В ходе практической части состоится панельная дискуссия, целью которой является обсуждение возможностей и вариантов применения международного опыта в Узбекистане, а также других вопросов прикладного характера.

Мероприятие состоится 18 мая текущего года в отеле Wyndham Tashkent. Организатор — компания Be the Change Group, соорганизатор – АМБиТ (Ассоциация международного бизнеса), генеральный тематический партнер – CHINA LEASING GROUP. Всю дополнительную информацию по приобретению билетов можно узнать на официальном сайте мероприятия www.change.uz и по телефонам (+99890) 994-12-11, (+99890) 995-12-11.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.