Инаугурация Трампа состоялась. Чего ждать Узбекистану?

Инаугурация Трампа состоялась. Чего ждать Узбекистану?

Инаугурация Дональда Трампа, 45-го президента США, состоялась. 
Трамп донес до мира два важных момента: во-первых, у миллиардеров с расчётами, прогнозами и умением убеждать всё в порядке. А во-вторых, карьерные чиновники, примелькавшиеся люди из старой колоды руководителей, порядком надоели избирателям. Во всяком случает в США. Имхо, как говорят в социальных сетях.
 
Теперь самое время делать прогнозы, какую же позицию займёт Трамп в отношении Центральной Азии в целом и Узбекистана в частности.
 
История взаимоотношений между Узбекистаном и США напоминает катание на американских горках – были и подъёмы, и крутые падения. Чего ожидать в ближайшие годы?
 
Дональд Трамп – человек прагматичный, представляющий интересы огромных транснациональных корпораций, политик, пообещавший американцам экономическое процветание. И ему небезразлично, куда и каким образом инвестируются деньги Соединённых штатов. После определённого провала ближневосточной политики в Ираке, Сирии, Ливии, есть вероятность, что он оставит эту ситуацию «отлежаться».
 
Поэтому, ответы надо искать в экономической сфере. Кстати, то, что американцы заинтересованы в Афганистане имеет, кроме заботы о безопасности, борьбы с наркотрафиком (который, кстати сказать заметно вырос), терроризмом, также и экономическую составляющую. Афганистан имеет несметные залежи редкоземельных элементов, вольфрама, молибдена и других, без которых не может развиваться современная техника.
 
Как сообщает Washington Post, вскоре после своего избрания Трамп и президент Афганистана Ашраф Гани обсудили антитеррористические операции вооруженных сил США в Афганистане, потенциальные опасности движение Талибан в приграничных убежищах в Пакистане и возможности, чтобы начать в Афганистане развитие потенциально прибыльной и давно спящей горнодобывающей отрасли.
 
Это к тому, что Узбекистан также имеет запасы такого стратегического сырья, как уран, золото и ряд химических элементов, которые интересны оборонной, ракетной промышленности. По данным Всемирной ядерной ассоциации (последние данные за 2013 г.) Узбекистан является седьмым в мире по производству урана и двенадцатым по его запасам.
 
За последние два года был открыт доступ к 540 месторождениям урана для создания совместных предприятий.Уран уже поставляется на экспорт в США, его производство выросло за последние годы. Кроме урана, США крайне заинтересованы в титане и золоте, добываемых в Узбекистане.
 
В Узбекистане зарегистрировано 193 предприятия, созданных при участии американских инвесторов, 52 из них со 100% американским капиталом. Сфера деятельности данных предприятий: автомобилестроение, нефтехимическая, текстильная, пищевая и машиностроительная отрасли, производство строительных материалов и другие.
 
С 2011 года отмечается рост двустороннего товарооборота по сравнению с 2010 годом на 36,2%, хотя доля США остается во внешней торговле Узбекистана на уровне 1,0%. Если в 2009 году узбекский экспорт в США составлял $146,6, то в 2010 году — $51,3 млн., в 2011 году – $72,2 млн., импорт, соответственно, $221,1 млн., $132,1 млн. и $177,6 млн. Практически импорт превышает экспорт в 2 раза, что свидетельствует о зависимости узбекского рынка от американской экономики.
 
Прошедший в 2012 г. узбекско-американский бизнес-форум имел практический результат: были достигнуты договоренности о реализации 21 проекта на общую сумму около $2,8 млрд в области машиностроения, металлообработки, энергетики, нефтегазодобычи, нефтегазохимии, в электротехнической и горнодобывающей промышленности, фармацевтике и производстве продуктов питания с такими компаниями как Boeing, Solar Turbines, General Motors, Merk, General Electric Energy, Anadarco, Zeppelin International, Case New Holland, Nukem и другие.
 
В мае 2014 года в Ташкенте проведено первое заседание узбекско-американской совместной комиссии по научно-техническому сотрудничеству с участием 33 американских экспертов.
 
И, хотя, военное сотрудничество в таких проектах, как «Партнерство во имя мира» НАТО сужено и носит, скорее декларативный характер, оно тоже всё же продолжается и формально существует.
 
Визит Джона Керри для создания нового формата диалога С5+1 в страны Центральной Азии – важный знак, что США однозначно желают присутствия в Центральноазиатском регионе и, как это не покажется странным на первый взгляд, искренне хотят интеграции стран Центральной Азии в экономике, идеологии и социальной сфере. К слову, вопрос распределения водных ресурсов, важный для стран Центральной Азии — важный рычаг. Программа «Smart Water» — попытка занять нишу, которую занимала в прошлом Москва, участвуя в решении водных проблем.
 
Если при нынешних, прямо скажем, небольших экономических возможностях России, третьей стороне удастся создать интегрированное содружество Центральноазиатских государств, это может быть экономически вполне состоятельным образованием. Пять стран ЦА имеют всё необходимое для самостоятельного экономического развития – территорию, население, полезные ископаемые, запасы углеводородов, относительно образованное население.
 
Теперь представим, теоретически, что этому содружеству придано, вначале, несколько «независимое», а затем и вовсе антироссийское направление развития. Кто-то скажет – бред, такое невозможно. Однако, рассмотрение такого сценария развития ситуации сбрасывать со счетов, при настойчивой и тонкой работе внешних сил, считаю, было бы, по меньшей мере, легкомысленно.
 
Однако, раз уж мы предположили, что Дональд Трамп – человек прагматичный, то вряд ли он даст соблазнить себя подобными сложными раскладами, начало осуществления которых может вызвать непредсказуемую реакцию как Москвы, так и Пекина, которым конкуренты в регионе нежелательны.
 
Центральная Азия – регион, традиционно пользующийся интересом всех сил в мире. Хотя, по негласно принятым правилам игры она считается зоной интересов России. Растущая мощь Китая начинает также играть серьёзную роль через инвестиции в экономику государств Центральной Азии, в том числе и Узбекистана. Поэтому и американцы, по меньшей мере, не захотят потерять те связи и позиции, которые они сумели занять в Узбекистане и Центральной Азии.
 
Скорее всего, всё пойдёт по существующей колее – ясное обозначение присутствия, развитие экономического, научно-технического, торгового сотрудничества, развитие бизнес-связей настолько, насколько это выгодно крупным транснациональным корпорациям, бюджету и налогоплательщикам США.
 
Вывод, вроде простенький, однако именно к таким результатам и стремятся прагматики – простой, но устойчивой выгоде, к удовольствию всех сторон. Хочется в это верить…

Лола Исламова 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.