О выводе войск ISAF из Афганистана
Вывод основных сил ISAF из Афганистана в 2015 году тревожит всех, кто осознает риск возрастающей угрозы террористических действий со стороны радикальных исламистов. Обоснованность таких предположений подтверждает тот факт, что представитель движения «Талибан» уже заявил, что вывод войск есть признак поражения США и предвестник того, что правительственные войска также ждет близкое поражение.
Бесчеловечный кровавый теракт в Париже, в результате которого погибло 12 и ранено 20 человек еще раз напомнил миру, что терроризм не имеет границ и представляет опасность даже для самых развитых государств. Пока терроризм, экстремизм в любом проявлении – религиозном, политическом, социальном или любом другом виде расширяет свои границы и имеет финансовые опоры никто не может чувствовать себя в полной безопасности.
Это требует вновь обратить внимание не только на усиление контрмер самими государствами Центральной Азии, (см. материал Anhor.uz), но и на кооперацию с другими государствами, заинтересованными в стабильности в регионе и в мире.
Предлагаем вниманию читателей мнение Галимзяна Кирбассова, кандидата политических наук Бингемтонского государственного университета (Нью-Йорк), опубликованное в газете «Вашингтон Пост».
Концентрируя внимание на Сирии, Ираке и Афганистане, легко упустить тот факт, что Центральная Азия также сталкивается с ситуацией более комплексной безопасности. Во-первых, впечатляющие победы и территориальные приобретения Исламского Государства, против иракских и сирийских правительств сделали группу еще более привлекательной для иностранных боевиков из Центральной Азии. По некоторым сообщениям, более тысячи граждан Центральной Азии присоединились и даже были образованы этнические подгруппы внутри исламского государства. Есть также недавно выпущенные пропагандистские фильмы о казахских детях-солдатах в Исламском Государстве. Глава разведки Комитета национальной безопасности Казахстана недавно сообщал, что около 300 граждан Казахстана, половина из которых женщины, вступили в Исламское Государство. Аналитики предсказывают, что эти бойцы будут представлять серьезную угрозу безопасности для стран Центральной Азии после их репатриации.
Во-вторых, вывод американских войск из Афганистана пойдет на пользу повстанцам и террористическим группам в настоящее время действующим в Вазиристане — регионе между Афганистаном и Пакистаном. Террористические группы, такие как Исламское движение Узбекистана, конечной целью которого является расширение своей деятельности и власть в Центральной Азии, похоже перемещаются на север Афганистана и восстанавливают базы ближе к региону. Эти вооруженные группы часто действуют через границы и финансируют свою деятельность за счет транснациональной торговли наркотиками. Рекордный урожай опийного мака в Афганистане в 2014 году согласно данным Управления ООН по наркотикам и преступности, несмотря на расходы США $ 7,6 млрд. на борьбу с наркотиками, означает, что повстанческое движение и терроризм, скорее всего, будут усиливаться в ближайшем будущем.
Учитывая эти угрозы, Казахстан и другие государства Центральной Азии должны пересмотреть свои национальные стратегии по борьбе с терроризмом. Сотрудничество в борьбе с терроризмом в рамках Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества имеет свои границы, потому что не все правительства стран Центральной Азии являются членами этих организаций. Кроме того, эти стратегии были главным образом созданы для борьбы с терроризмом в пределах государств-членов, но не учитывали приток его извне.
Исследования показывают, что скоординированная долгосрочная стратегия является эффективным способом борьбы с географически распределенным и децентрализованным международным терроризмом. Эта всеобъемлющая стратегия состоит из двух частей: координация через действующих лиц и координация соответствующих стратегий.
Для Казахстана, мобилизация всех причастных структур является ключом к успешной борьбе с террористическими группами, которые действуют в одном регионе, но вербуют сторонников из многих регионов и имеют выгоду от трансграничной незаконной торговли. Действующими структурами этой стратегии являются международные организации, такие как ООН, региональные организации, правительства Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Афганистана, суб-национальные органы власти, руководители местных общин и гражданского общества. Эти правительства, как уже упоминалось выше, принимали участие в различных многосторонних инициативах по борьбе с терроризмом. Тем не менее, до сих пор недостаточно включены в борьбу местные общины и религиозные лидеры, которые на конкретной территории, обладают знанием местности, людей, и ближе к организаторам найма и сетям нарко- и работорговли.
Интегрированная стратегия борьбы с терроризмом через политическое, экономическое и социальное развитие является еще одной частью комплексного подхода. Недавнее заявление Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Пан Ги Муна отражает эту точку очень хорошо и основано на ряде научных исследований по повстанческим движениям и гражданской войне. По его словам, самая большая угроза для терроризма не сильная армия, но политика интеграции, образования, уважения прав человека, верховенство закона и возможность легального заработка.
Есть два основных международных документа, с помощью которых региональные власти могут содействовать устранению угроз для Центральной Азии.
Одним из них является Глобальная контртеррористическая стратегия ООН (Стратегия), и, в частности, План совместных действий государств Центральной Азии. Стратегия была единогласно принята государствами-членами ООН в 2006 году и является уникальным инструментом, который, впервые, позволил всем государствам договориться о единой стратегии борьбы с терроризмом. Совместный план описывает, как стратегия будет реализовываться в Центрально-Азиатском регионе.
Одной из основных проблем в реализации, однако, был медленный темп вхождения в План государств региона. Как отмечалось в докладе Центра по Глобальному контртеррористическому сотрудничеству Стратегия активно обсуждается в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, Женеве и Вене. Но координация между структурами и стратегиями на национальном и региональном уровнях не была успешной. До сих пор, было несколько совещаний экспертов по реализации Плана совместных в Центральной Азии, но координация между структурами и стратегиями осталась ограниченной.
Другой — Стамбульский процесс, который является повесткой дня для регионального сотрудничества в сфере безопасности и развития. Хотя Казахстан участвует в различных мерах по укреплению доверия в рамках Стамбульского процесса, формально он не является членом секции по борьбе с терроризмом.
Кроме того, как уже обсуждалось на конференции по региональной интеграции, торговля между малыми и средними предприятиями в странах Центральной Азии является незначительной.
Владельцы малого бизнеса просто не знают о существующих торговых возможностей с компаниями в соседних странах. Подключение субъектов частного сектора в странах в рамках Стамбульского процесса и расширением возможностей бизнеса может потенциально снизить незаконный оборот наркотиков путем предоставления альтернативных источников дохода.
Казахстан, вторая по величине страна в Центральной Азии, конкурирует с Таиландом, чтобы обеспечить себе место непостоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) в 2017-2018 гг.
Принимая на себя ведущую роль в борьбе с террористическими угрозами государства Центральной Азии могли бы поддержать кандидатуру Казахстана на двухлетнее престижное место.
Всеобъемлющая стратегия, которая может обеспечить интеграцию усилий всех участников может быть одним из способов уменьшения побочных последствий вывода американских войск из Афганистана и роста влияния Исламского Государства.
Комментарии