15 октября, в столице Азербайджана открылся саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств. Одним из важных событий нынешнего саммита стало участие Узбекистана как полноправного члена Совета. Кроме того, первая встреча президента Шавката Мирзиёева и Ильхама Алиева обещает стать ключевой встречей в развитии узбекско-азербайджанского сотрудничества. О том, почему дружеские отношения между Ташкентом и Баку развиваются медленно, как повысить товарооборот и что изменится после встречи президентов, рассказал в интервью
Anhor.uz азербайджанский политолог, глава клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде.   
 
«Это первая официальная встреча двух глав государств. Хотя еще в 2017 году, спустя пару месяцев после прихода к власти Шавката Мирзиёева, в СМИ сообщалось о скорой запланированной встрече президентов Узбекистана и Азербайджана, но этого не случилось. Возможно, из-за плотного графика Шавката Мирзиёева, куда входил вопрос выстраивания нового формата отношений с ведущими внешнеполитическими партнерами Узбекистана, визит в Баку многократно откладывался. Тем не менее, обоюдный интерес в расширении взаимовыгодного сотрудничества сохранялся на протяжении всего этого времени. В качестве примера достаточно вспомнить открытие церемонии железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс, где принимал участие премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов. Это свидетельствовало о том, что Узбекистан заинтересован в нас, как в партнерах», - сказал Ильгар Велизаде.  

В ходе встречи Ильхам Алиев поздравил Шавката Мирзиёева с вступлением Узбекистана в Совет тюркоязычных государств, отметив, что это, несомненно, придаст новый импульс дальнейшему углублению двусторонних  отношений и регионального взаимодействия в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах.  Президенты рассмотрели актуальные вопросы расширения взаимовыгодного сотрудничества и определили первоочередные задачи на перспективу. Но, помимо этого были очерчены возможные рамки визита Ильхама Алиева в Узбекистан, предполагает Ильгар Велизаде .

Говоря о торгово-экономических связях, политолог отметил, что обе страны не довольны сжатым форматом сотрудничества.

«Товарооборот между нашими странами долгие годы находится на достаточно низком уровне. Конечно, в процентном соотношении наблюдается положительная динамика в последнее время, но общая цифра остается очень скромной. Так, по данным Государственного таможенного комитета Азербайджана товарооборот между странами в 2018 году составил 43,948 млн долларов. Из них на экспорт Азербайджана пришлось 9,351 млн долларов, на импорт – 34,697 млн долларов. Это очень маленькая сумма, потому что потенциал у двух стран очень большой. Кроме того, структура товарооборота слабая. В ней представлены в основном продукты сельского хозяйства и переработанные продукции. Есть необходимость заново выстроить приоритеты в рамках межправкомиссии», - отметил эксперт.

Ильгар Велизаде также заметил, что одним из перспективных направлений является нефтегазовая сфера. На сегодняшний день уже разработаны совместные проекты и в скором времени ожидается их реализация. Напомним, сегодня, 15 октября, первый заместитель министра энергетики РУз Журабек Мирзамаxмудов и председатель правления АО "Узбекнефтегаз" Баходир Сидиков обсудили с президентом азербайджанской компании «SOCAR» Ровнагом Абдуллаевым перспективы сотрудничества в нефтегазовой и химической сферах и разработали механизмы по ускорению реализации совместных проектов. В частности, по проектам проведения геологоразведочных работ на инвестиционных блоках Республики Узбекистан и по увеличению добычи на месторождениях Кашкадарьинской области подписаны дорожные карты, которые предусматривают скорейший переход к практической реализации соглашений.

Кроме того, по словам эксперта, Узбекистан может представлять большой интерес для логистических компаний Азербайджана. Сегодня в регионе формируются новые маршруты, и Узбекистан может стать транзитным хабом.

«В последнее время у Азербайджана активизировались достаточно устойчивые контакты с Афганистаном. Более того, Баку играет важную роль в развитии маршрута Лапис-Лазули (в ноябре 2017 года Афганистан, Туркмения, Азербайджан, Грузия и Турция подписали соглашение о создании транспортного коридора Лапис-Лазули, соединяющего эти страны. Национальные железнодорожные и автомобильные магистрали уже образуют его значительную часть. Соглашение направлено на облегчение логистики транзита и упрощение таможенных процедур – ред.). Узбекские логистические компании могли бы тоже принять участие в этом проекте, например, в качестве проводника Азербайджана. Ведь узбекские транспортные компании гораздо лучше знают этот регион и имеют большой опыт взаимодействия с афганским рынком», - сказал он.

Помимо этого, азербайджанские инвесторы проявляют интерес к туристическому рынку Узбекистана, природным и трудовым ресурсам республики. «То есть направлений для будущих проектов очень много, главное, чтобы правительство двух стран поддерживали тесное и долгосрочное экономическое сотрудничество. В любом случае, дорогу осилит идущий. Пока мы еще стоим в начале пути, хотя со дня обретения независимости прошло много времени. От того, как мы пойдем дальше, будет зависеть укрепление наших связей», - заключил Ильгар Велизаде.
 
Элина Рустамова