Совет (не)доверия. Что пошло не так в Национальном совете общественного доверия Казахстана?

Совет (не)доверия. Что пошло не так в Национальном совете общественного доверия Казахстана?

В августе в Казахстане начнет работу Национальный совет общественного доверия, который создал президент Касым-Жомарт Токаев после победы на выборах. Одни увидели в этом большой плюс, отмечая, что новый глава государства решил вернуть утраченное доверие народа. Другие усмотрели хитрый ход, чтобы загнать протестный электорат с улиц и добиться собственной легитимности после критики международных наблюдателей на президентских выборах.

Оригинал данного материала опубликован на сайте аналитического портала CABAR.asia
 
Как указано на сайте Акорды, Национальный совет общественного доверия при президенте Казахстана (НСОД) – это консультативно-совещательный орган. Основная цель – выработка предложений и рекомендаций по актуальным вопросам госполитики на основе широкого обсуждения с представителями общественности, политических партий и гражданского общества.
 
Судя по поставленным задачам НСОД должен проводить общественную экспертизу проектов концепций, госпрограмм и нормативных правовых актов, рассматривать значимые стратегические проблемы с учетом мнения общественности, а также обеспечивать конструктивный диалог между всеми участниками.


 
Толганай Умбеталиева. Photo: matritca.kz
 
Директор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева считает, что сейчас главная головная боль для власти – это как успокоить народ и как изменить его отношение к существующему режиму.
 
«Они пытаются не только получить ответы от Совета, но и в перспективе их активно использовать для улучшения ситуации. Создание Совета – это попытка регулировать рост протестности населения и найти способы повысить доверие со стороны общества новому президенту», – считает Умбеталиева.

Старые трюки по-новому

В Казахстане уже не раз после резонансных событий экстренно создавали такие Советы, куда собирали все умы общественности. Тактика уже испытанная. И ей, как минимум, 17 лет.
 
Поствыборный Казахстан. Как власть реагирует на протесты?
В 2002 году в стране создали постоянно действующее «Совещание по выработке предложений о дальнейшей демократизации и развитии гражданского общества». Намерение демократизировать общество возникло у власти после того, как силы оппозиции начали активизироваться. Но постоянно действующее совещание так и не отличилось постоянством и демократизировать общество в итоге не получилось. Об этом проекте забыли.
 
В 2004 году инициировали еще одну комиссию по демократизации с очень «подходящим» для демократии названием НКВД (Национальная комиссия по вопросам демократизации). Кстати, аналогий с нынешним Советом у той НКВД немало. Она тоже была консультативно-совещательным органом. И тоже была создана после шумных (тогда парламентских) выборов, результаты которых оппозиционные силы не признали.
 
НКВД, как и «постоянное совещание», также хватило на два года.
 
В 2006 году Нурсултан Назарбаев создал государственную комиссию по разработке и конкретизации программы демократических реформ. Как и НСОД, эта комиссия должна была развивать общенациональный диалог по вопросам модернизации политической системы и углубить демократические преобразования. Но и она вскоре канула в лету. А после 2006 года слово «демократия» при выдвижении властных инициатив стало звучать все реже.
 
Про новые комиссии и совещания не вспоминали до 2016 года, когда страну, преимущественно западную часть, охватили земельные митинги. Тогда появилась комиссия по земельной реформе. Кстати, один из активных членов той комиссии – общественный деятель Мухтар Тайжан – вошел в нынешний Совет доверия.


 
 Мухтар Тайжан. Photo: lenta.inform.kz
 

Он считает, что в 2016 году именно благодаря этой комиссии земельный конфликт завершился принятием конкретного решения президента Назарбаева о наложении моратория на передачу земель в аренду. 
 
«И по такому же примеру здесь [в НСОД] будем добиваться изменения законов «О выборах», «О порядке проведении митингов и шествий». Я уже говорил, что нам не нужна разрешительная система [проведения митингов]. Пора переходить к реформированию и модернизации, как в политике, так и в экономике. А просто разбрасывание словами не нужно ни народу, ни власти», – рассуждает Тайжан.

«Доверие как автомобиль»

Раз уж пошла речь о членах нового совета, то стоит отметить, что помимо Тайжана тут есть и другие фамилии, которые общественностью воспринимаются положительно. Например, известный адвокат Айман Умарова, получившая награду «за смелость» из рук Мелании Трамп. Но таких людей совсем немного.
 
Зато в Совет доверия вошли и одиозные личности, которым активисты не доверяют. Умарова, к слову, публично заявила, что была в шоке от состава НСОД.

 

Состав Совета Токаев утвердил 17 июля. Кроме главы государства в список постоянных членов вошел его советник Ерлан Карин и руководитель администрации президента Крымбек Кушербаев. Остальные участники вошли туда по согласованию. С кем? Не сообщается.
 
В основном, в Совет взяли общественных деятелей, политологов, депутатов, бизнесменов, бывших чиновников и даже журналистов. Например, пригласили известного бизнесмена Маргулана Сейсембая, считающегося одним из лидеров общественного мнения.
 
Он выставил условия своего вхождения в Совет. Одно из них – освобождение политзаключенных. Также он предлагал, чтобы каждый участник Нацсовета собрал не менее 10 тысяч подписей в свою поддержку, раз они представляют народ. В итоге в НСОД Сейсембай не вступил.
 
Он сравнил доверие к Совету с автомобилем, который на время берет сильный сосед в лице власти и возвращает «убитым в хлам».
 
«И вот он в очередной раз просит у вас вашу машину. Что вы будете делать? Откажете – тогда будет драка. Тогда вы требуете залог/задаток того, что он сдержит свое слово, выполнит свои обещания и вернёт машину в целости и сохранности. Вот и я поступил также», – написал бизнесмен на своей странице в Facebook.

Есть Совет, нет диалога 

Правозащитник Ерлан Калиев отмечает, что из 44 человек кандидатуры только двух-трех не вызывают вопросов, все остальные – бывшие или действующие представители квазигосударственного сектора и лояльные к нынешнему политическому режиму люди. Поэтому он сомневается в дееспособности Совета доверия.
 

 
Ерлан Калиев. Photo: RFE/RL
 
«Тут должны быть представлены лидеры общественного мнения, не получающие финансирование от государства, то есть независимые эксперты и правозащитники. А сейчас из нас делают дурачка, представляя бывших вице-министров как оппозиционеров, как оппонентов власти, с которыми нужно строить диалог. Я считаю, что администрация президента пригласила своих людей, чтобы показать их для международного сообщества как оппозиционеров и тем самым показать диалог власти с оппозиционными силами», – негодует правозащитник.
 
За месяц до создания Совета доверия в Казахстане прошло немало митингов и, казалось бы, митингующие должны были войти в состав НСОД. Но этого не произошло.
 
Надежда на эффективность нацсовета стала появляться после того, как некоторые его участники стали предлагать власти решение важнейших для гражданского общества вопросов. К примеру, член НСОД, политолог Данияр Ашимбаев предложил освободить политзаключенного Мухтара Джакишева за день до суда, на котором должны были решать вопрос о его условно-досрочном освобождении. Но не помогло – не выпустили.
 
С одной стороны, часть общественности радует инициативность членов Совета. С другой, на примере Джакишева появляются сомнения в том, что власть будет принимать во внимание предложения членов НСОД.
 
Первое заседание НСОД назначено на август и многие в ожидании начала его работы. Но все еще непонятны правила участия в этом Совете и какой статус будут иметь принятые на нем решения.
 
Толганай Умбеталиева отмечает, что президенту Касыму-Жомарту Касымову нужно создавать положительную историю отношений с обществом, учитывая высокую протестность и недовольство людей.  При этом сам консультативно-совещательный орган уже не видится диалоговой площадкой между властью и обществом.
 
«Основная критика была направлена на формат диалога через Совет, который формируется только со стороны власти, не обсудив этот формат с другой стороной, которая является равным партнером в предполагаемом диалоге. В связи с этим, я делаю вывод, исходя из участников, что это первый шаг для формирования в будущем диалога с обществом, но это не начало самого диалога», – подчеркивает эксперт.
 
Главное фото: akorda.kz
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.