Пересмотр роли государства в экономике агропромышленного комплекса, отказ от практики госзаказа на хлопок и пшеницу, а также существенное сокращение полномочий органов государственной власти на местах в вопросах землепользования. Это далеко не полный перечень актуальных на сегодняшний день трансформаций, обозначенных в проекте Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы. В разработке Стратегии, инициированной Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым и подготовленной Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан, приняли участие эксперты Всемирного Банка, Делегации Европейского Союза и других международных организаций, а также специалисты соответствующих министерств республики. 

О РОЛИ СТРАТЕГИИ И РИСКАХ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ. КОММЕНТИРУЕТ  ЮЛИЙ ЮСУПОВ 
директор Centre for Economic Development.



Я думаю,  что мы были сейчас свидетелями исторического  события. Впервые разработан документ,  который действительно предполагает стратегию развития одной из самых  главных отраслей экономики. Это стратегия реформ, а не каких-то плановых  показателей с придуманной величиной, по которой,  якобы, должна  развиваться экономика, а стратегия, как сделать  отрасль конкурентоспособной, как ее изменить, чтобы она сама могла развиваться. И ключевой элемент в этой стратегии то, что нужно радикально изменить само государство, сами методы регулирования и управления отраслью. То, как сейчас управляется отрасль - это совершенно не рыночный подход. В основном, это советские инструменты, я уже не говорю о каких-то более давних временах - феодальных. Многие элементы управления отраслью сейчас взяты из далекого и не очень далекого прошлого. Они совершенно  не соответствуют рыночной экономике и не соответствуют 21 веку. И ключевая задача - изменить само государство. Государство должно  изменить методы регулирования. То есть государство в любом случае должно регулировать отрасль, но совершенно другими способами. И вот министр сейчас говорил об этом: чем  должно заниматься государство и чем не должно: например, оно не должно заставлять фермеров сеять те культуры, которые захотелось чиновникам. Структуру  посевных площадей и производство определяет рынок, а не чиновник. Это закон рыночной экономики. Ключевой элемент стратегии -– это изменение самого государства и изменение методов регулирования.

 
- Каковы риски внедрения стратегии ?
 
Риски я разделил бы на два уровня. Первый  - это риск реализации самой программы. Мы знаем, что программа есть, но  из практики также знаем, что хороший документ можно реализовать таким образом, что получится прямо противоположный результат. Самый главный риск -– это риск сопротивлния тех струтур, которые не заинтересованы в проведении реформ. Если бы такого сопротивления не было, мы бы аграрную реформу 30 лет назад провели.  Именно потому, что есть такие структуры, которые  не хотят реформ, которые заинтересованы в сохранении статус-кво, именно поэтому  главный риск  существует, что реформу могут заболтать, сказать, что мы это сделали, и по форме будет вроде правильно, а по содержанию -– издевательство. То же самое может быть и здесь, и это  самый главный риск.

Есть ли риски для фермеров, для населения? Безусловно, они существуют, они могут быть  связаны с тем, что цены на товары какие-то могут начать скакать. Министр сказал, что на ключевой товар - зерно, соответственно, мука, хлеб, - будут в  первый, переходный период контролировать  цены; не прямыми  директивными методами, а рыночными, как это в большинстве государств происходит. Государство закупает по рыночным ценам зерно в закрома и, при  необходимости, выбрасывает его на рынок, чтобы сбить взлетевшие цены.  Это нормальный рыночный механизм.

Стратегия, если она сбалансирована должна предусматривать и возможные риски, и возможность их преодоления. Детали в стратегии нвозможно предусмотреть, это будет какая-то более подробная карта действий, которая будет дальше разрабатываться.



В целом, Стратегией развития сельского хозяйства на 2020-2030 годы определены 9 приоритетов развития сельского хозяйства: Обеспечение продовольственной безопасности населения; Создание благоприятного агробизнес-климата и цепочек добавленной стоимости; Снижение роли государства и повышение инвестиционной привлекательности; Обеспечение рационального использования природных ресурсов и охрана окружающей среды; Развитие современных систем государственного управления; Диверсификация государственных расходов в поддержку сектора; Развитие системы сельскохозяйственной науки, образования, информационных и консультационных услуг; Развитие сельской местности; Разработка достоверной системы отраслевой статистики.
 

«Подумайте только: у нас у всех с вами порядка четырех миллионов гектаров сельскохозяйственных земель, и мы должны решить, как правильно ими распорядиться, чтобы эти земли оставались плодородными, не деградировали и могли обеспечивать население страны в будущем, – отметил министр сельского хозяйства Жамшид Ходжаев на встрече с журналистами. – Мы призываем всех, кто заинтересован в развитии сельскохозяйственной сферы, имеет видение и уверенный опыт в этом направлении, принять активное участие в обсуждении и дальнейшей доработке пунктов Стратегии. Документ затрагивает многие актуальные проблемы, которые до настоящего времени волнуют всех участников отрасли, начиная от дехкан и заканчивая крупными предприятиями, ориентированными на экспорт. Мы взяли сравнительно небольшой отрезок в 10 лет на проведение обозначенных в Стратегии реформ, но мы уверены, что именно эти изменения станут ключевыми и по-настоящему раскроют возможности и перспективы для мощного экономического и стратегического развития отрасли».

 
Документ размещен на портале обсуждения проектов нормативно-правовых документов Республики Узбекистан. Ссылка: https://regulation.gov.uz/ru/document/7865.
 
ФЕРМЕРЫ СМОГУТ ВЫРАЩИВАТЬ ВЫГОДНЫЕ ДЛЯ СЕБЯ КУЛЬТУРЫ
 
Стратегией предусмотрен план по поэтапному прекращению государственного контроля процессов производства, реализации и переработки хлопчатника и пшеницы, а также содействию диверсификации всего сельскохозяйственного производства. Под приватизацию будут переданы нестратегические государственные предприятия в сфере предоставления материально-технических ресурсов, услуг и переработки продукции.
 

«Основная позиция Стратегии, поддержанная руководством страны, направлена на дерегуляцию сектора, что обеспечит фермерам, производителям и агропромышленным предприятиям полную свободу при выборе производимых культур и рынков сбыта, – комментирует Жамшид Ходжаев. – Но речь идет о поэтапном переходе путем внедрения механизмов, содействующих росту производительности отрасли, так как за долгие годы многие фермерские хозяйства и инфраструктура полностью были переориентированы под определенные сельскохозяйственные культуры, а вопросами сбыта продукции занималось государство. То есть, фермерам в новых условиях необходимо полностью пересматривать свой подход к сельскому хозяйству, землепользованию и рыночным условиям».

 
В 2020 году Стратегия предусматривает создание фонда интервенции на рынке зерна. На 2021 год намечены переход на рыночное ценообразование для всех сельхозкультур, а также отмена государственной закупки хлопчатника и пшеницы с переходом на закупку хлопчатника и пшеницы кластерами исключительно для поддержания интервенционного фонда.
 
ПРАВО НА ПОЛЬЗОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ЗЕМЛЯМИ
БУДУТ ОПРЕДЕЛЯТЬ НЕ ХОКИМЫ
 
Целью Стратегии является трансформация сектора, содействие ускоренному и продуктивному внедрению передовых технологий, интенсификации производства, а также выведение страны в число лидеров по эффективности и степени внедрения инноваций в агропромышленном секторе. При этом Стратегия направлена на переосмысление самой роли государства в качестве источника услуг, готового помочь фермерам и предприятиям осуществить эту трансформацию путем обеспечения лучшего доступа к знаниям, информации и ресурсам, необходимым для процветания в условиях глобальной конкуренции.
 

«В Стратегии поднимается такая важная тема, как право землепользования, – отмечает министр Жамшид Ходжаев.Многие годы у фермеров не было уверенности в том, как долго они смогут пользоваться предоставленной им землей. Отсюда появилось и довольно потребительское отношение дехкан и фермеров к земельным угодьям. Зачастую, вопросы права на пользование землей решались на уровне хокимиятов. В Стратегии предложено ввести прозрачные механизмы предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения посредством открытых онлайн-аукционов. При этом изъять право на пользование землей можно будет исключительно на основе судебного решения, а участие хокимов в этих вопросах не будет допускаться. Такая гарантированная защита прав землепользования позволит изменить отношение людей к самой земле, ее потенциалу. Все это будет стимулировать дехкан, фермеров и кластеры инвестировать в повышение ее плодородности, мотивировать бережно использовать водные ресурсы и избегать деградации почвы.
 

В Стратегии говорится о важности внедрения механизма «первого отказа», согласно которому земельные участки при продаже сначала предлагаются соседним землевладельцам, которые могут быть заинтересованными в расширении сельхозугодий и имеют достаточно мощностей и опыта. И только в случае их отказа земли будут выставлены для других потенциальных покупателей через онлайн-аукционы. В рамках Стратегии предполагается увеличить предельную площадь земель для дехканских хозяйств под реализацию конкретных бизнес-проектов.
 

«Также предполагается ввести механизм суб-аренды и передачи права аренды землепользования, а уже к 2023 году запланировано пересмотреть систему определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, систему налогообложения и подготовить основу для развития вторичного рынка и использования права долгосрочной аренды в качестве залога», – добавил Жамшид Ходжаев.

 
ГОСУДАРСТВО УВЕЛИЧИТ ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
 
В рамках Стратегии планируется разработать и внедрить новые инструменты государственной поддержки развития сельского хозяйства, в частности, увеличить финансирование программ по наращиванию производительности суб-секторов сельского хозяйства, повышению плодородности земель, внедрению водосберегающих технологий и развитию науки.
 

«Сегодня производители имеют ограниченный доступ к основным ресурсам, таким как улучшенные сорта семян, многие из местных видов растений имеют низкую урожайность и плохо адаптированы к требованиям внешних рынков, – отмечает министр сельского хозяйства. – Согласно Стратегии государство будет увеличивать финансирование на развитие системы образования, реформирование и модернизацию научно-исследовательских центров и институтов, внедрение информационно-консультационной поддержки и многое другое. Планируется создать по международным стандартам Национальный генный банк и усовершенствовать систему защиты прав оригинаторов растений».

 
Стратегией также предусматривается переход на цифровую агропродовольственную систему, которая позволит собирать, сопоставлять и распространять достоверные статистические данные и рыночную информацию.
 
МЕХАНИЗМЫ СТРАХОВАНИЯ УРОЖАЯ БУДУТ УСИЛИВАТЬСЯ
 
Один из основных пунктов стратегии сфокусирован на развитии целевых суб-секторов плодоовощеводства, в которых Республика Узбекистан обладает ощутимыми конкурентным преимуществами. Важный акцент – содействие участникам агропромышленного сектора в создании интегрированных цепочек добавленной стоимости, что поспособствует развитию и процветанию существующих и новых производителей и предприятий сельскохозяйственной продукции.
 

«С целью создания благоприятного климата для развития цепочек добавленной стоимости и увеличения объемов экспорта сельскохозяйственной продукции с 2,3 в 2018 году до 20 млрд долл. США до 2030 года, а также расширения географии экспорта Стратегия предусматривает усилить механизмы страхования урожая, в том числе за счет внедрения складских свидетельств, реформировать национальную систему в соответствии с Соглашением СФС ВТО и защиты здоровья животных в соответствии с международными стандартами Международного эпизоотическиого бюро, присоединиться к Международной Конвенции по карантину и защите растений (МККЗР)», - подчеркнул министр.
 

Также предполагается усовершенствовать систему регистрации пестицидов и максимально допустимых уровней содержания пестицидов, а также ввести в эксплуатацию единую систематизированную сеть агрологистических центров, внедрить единую систему торговли (аукционы и биржи) на ее базе и создать специальную лабораторию для тестирования генетически модифицированных культур и сортов растений (ГМО).
 
ЭКОЛОГИЯ, ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕ ОСТАНУТСЯ БЕЗ ВНИМАНИЯ
 
Институт мировых ресурсов прогнозирует, что к 2040 году Узбекистан станет одной из 33 стран с наибольшим дефицитом воды. Наряду с этим в стране наблюдается необходимость в модернизации существующих и строительстве новых ирригационных систем. В стране 70 процентов ирригационных сетей не имеют антифильтрационного покрытия, вследствие чего часть воды теряется на этапе доставки. В настоящее время потери при обеспечении сельского хозяйства оросительной водой оцениваются в объеме 40 процентов.
 

«В Стратегии особое внимание уделено социальному аспекту, продовольственной безопасности, а также вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов. Сегодня невозможно говорить о перспективах сельскохозяйственного сектора без этих важных составляющих, – говорит министр сельского хозяйства РУз Жамшид Ходжаев. – Стратегией определена задача по увеличению охвата водосберегающими технологиями общей площади земель сельскохозяйственного назначения с 5% в 2018 г. до 40% в 2030 г. С этой целью в ближайшее время предполагается принятие Концепции развития водного хозяйства на 2020-2030 годы и разработка стратегии по управлению водными ресурсами и развитию ирригационного сектора».

 
Стратегия развития сельского хозяйства РУз на 2020-2030 годы акцентирует внимание на необходимости внедрения единой государственной статистической отчетности потребителей подземных вод, разработке дополнительных механизмов поддержки отечественных производителей и покупателей водосберегающих технологий и продвижении технологий вертикальной и подземной мелиорации и систем мониторинга степени засоления почвы.
 
Согласно Стратегии в 2021 году планируется запустить пилотные проекты ГЧП в сфере ирригации и мелиорации.
 

«Подразумевается, что прямая заинтересованность фермеров в эффективности и продуктивности ирригационной системы и снижении водопотерь позволит восстановить инфраструктуру, сократив операционные расходы из государственного бюджета, – объясняет Жамшид Ходжаев. – С 2022 года также предлагается внедрить систему оплаты услуг по обеспечению водой в сельском хозяйстве. Сейчас вода в материальном плане обесценена, и это порождает зачастую халатное отношение к вопросам водопотребления, приводит к перерасходам воды, а в результате ко многим другим проблемам, таким как засоление, минерализация почвы, ее частичная или полная деградация. Более того, важно мыслить перспективно, о будущем, к чему могут привести такие нерациональные подходы в условиях нашего засушливого климата и ограниченных водных ресурсов».

 
По итогам встречи Директор Центра по экономическому развитию Юлий Юсупов выразил уверенность, что страна заинтересована в реализации данной Стратегии. 
 

«Без этого у нас нет будущего, сельское хозяйство – это ключевой сектор нашей экономики, – отметил Юлий Юсупов. – Документ, на мой взгляд, действительно революционный с двух точек зрения: и сам формат документа, и  меры, которые в нем изложены. Это первый из тех проектов по стратегическому развитию, который действительно является стратегией и носит системный характер. Нельзя решать какую-то одну проблему, если есть комплекс проблем, которые между собой связаны. Деградация почв и нерациональное использование воды, земля, которую мы используем под культуры, не приносящие доходов... Пока мы не решим проблему попыток государства всем этим управлять, применяя нерыночные методы управления, нам эти вопросы не решить. Стратегия указывает на ключевые проблемы. В этом и есть ее революционность.

 
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
 
Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан будет собирать и анализировать все поступающие комментарии, замечания и предложения по проекту документа. По итогам запланировано проведение пресс-конференции по вопросам проекта Стратегии и предлагаемым мерам в рамках ее реализации.
 

«После принятия Стратегии отслеживать ход ее реализации будет специально созданный Координационный совет, в состав которого войдут причастные руководители министерств и ведомств. В рамках реализации Стратегии будут ежегодно приниматься «дорожные карты», что предоставит возможность наладить эффективное взаимодействие как на межведомственном уровне, так и с организациями-партнерами», – пояснил министр.