Жить станет… вкуснее?
4 июня в Ташкенте состоялся семинар «Упаковка и экспорт сельхозпродукции».
Самыми многочисленными и заинтересованными участниками семинара, впервые проведенного в формате расширенного открытого диалога, явились предприниматели и фермеры из всех областей Узбекистана. Их сразу можно было «вычислить» среди представителей министерств, хокимиятов и ведомств, международных организаций, ученых и журналистов не только по загару и трудовым мозолям, но и вниманию, с которым они вслушивались в доклады и всматривались в презентационные слайды.
Нельзя сказать, что предприниматели и фермеры просто приняли к сведению информацию о современных технологиях и оборудовании по выращиванию и переработке сельскохозяйственной продукции, возможностях и путях её экспорта за пределы республики. Нет, они аналитически отнеслись к докладам и презентациям: задавали конкретные вопросы, делились опытом, предлагали свои решения. Кому, как не им, изо дня в день, из сезона в сезон приходится вести деловые переговоры, решать вопросы сохранности урожая, экспорта сельхозпродукции? А еще закупать необходимое оборудование, сталкиваться с проблемами упаковки, транспорта, логистики и всем, что связано с производством и реализацией сельхозпродукции – самым перспективным и развивающимся сегментом в хозяйстве Узбекистана.
Не секрет, что в странах СНГ сельхозпродукция из Узбекистана давно стала брендом. Вкуснее фруктов и овощей на рынках соседних государств нет, свидетельствуют потребители. Спрос на них неизменно высок как внутри, так и за пределами страны. Недаром посевные площади плодоовощных культур в республике возросли более чем на 20 процентов (с 550,3 до 663,3 тысяч га) за 2005-2011 годы.
Рост производства плодоовощных культур в этот период превосходил рост посевных площадей, следовательно, увеличилась урожайность культур. Более чем вдвое возросло производство картофеля, на 98,6 процента увеличилось производство овощей, 110,4 — бахчевых, 97,9 — плодов и ягод, 69,9 — винограда. С 2003 по 2010 годы в 18 раз увеличился в стоимостном выражении экспорт плодоовощных культур. Причем 87,1 процента экспорта приходится на две страны — Россию и Казахстан.
Наибольший подъем в отрасли пришелся на 2011-2013 годы. Только лишь в рамках осенней международной выставки Riga Food Festival 2013 компании из Узбекистана заключили контракты, примерно, на 100 миллионов долларов США. Вместе с тем, расширение экспорта сельхозпродукции в страны СНГ и Европы требует качественного улучшения готовой продукции, её соответствия международным сертификатам, а также современных упаковочных материалов и развития «холодильной цепочки» в Узбекистане для свежих фруктов и ягод.
К сожалению, доля переработанной продукции в общем объеме экспорта пока незначительна, в 2010 году она составила всего лишь около 3 процентов. Есть о чем задуматься, ведь переработка на месте фруктов и овощей позволила бы фермерам и в целом стране получать дополнительные выгоды. Какие? Их немало. Прежде всего — увеличение доходов производителей за счет дополнительной прибавленной стоимости; во-вторых, рост занятости и доходов работников благодаря расширению производства и увеличения спроса на рабочую силу; в третьих, возрастание доли экспорта в стоимостном выражении за счет увеличения объемов переработанной продукции, имеющей более высокую стоимость по сравнению с сырыми фруктами и овощами.
Объемы внутренних продаж и экспорта сельхозпродукции могут быть также увеличены за счет улучшения условий хранения фруктов и овощей, совершенствования упаковки готовой продукции.
По словам организаторов цель семинара — предложить государственным структурам, представителям малого бизнеса и частного предпринимательства, агрофирмам и фермерам Узбекистана наиболее эффективные возможности для увеличения объемов переработки сельхозпродукции, улучшения условий хранения и упаковки для дальнейшего продвижения экспорта в страны СНГ и Европы.
Живой интерес участников семинара вызвало выступление Дмитрия Кузнецова — эксперта по сетевым продажам (Россия). Для Узбекистана, подчеркнул он, есть хорошая возможность получить выход на российский рынок, уж имеющий сегмент недорогих овощей и фруктов, представленных Молдовой, Польшей и Украиной и более высоких по ценам продукции из Голландии, Испании, Италии, Израиля и других стран.
Торговля с грузовиков уходит в прошлое. Доля сетевых магазинов в 12 городах России (Москва, Санкт-Петербург, Кострома, Новосибирск, Казань, Тюмень, Воронеж и других) достигает 70 процентов, в других городах – до 60-50. Если говорить об упаковке, на смену традиционным в прошлом ящикам приходит каньонная упаковка, которую мы видим и в магазинах Ташкента. Упаковка зависит и от продукции, к примеру, персики могут быть упакованы в корзины, морковь – в сетки. Российский потребитель, посетовал он, только вспоминает о вкусе продуктов с земли Узбекистана. В российских магазинах доминируют фрукты из Италии Голландии, Израиля. Они дольше сохраняются, но безвкусны — видимо, отгружаются зелеными. Эксперт выразил надежду на заключение взаимовыгодных договоров с узбекистанскими фермерами.
Президент международной ассоциации «Союз Плодовощ» К. Маткеримов (Казахстан) выступил с предложением создать единую с Узбекистаном ассоциацию, способную отстаивать интересы фермеров и дехкан.
— Наша ассоциация создана в 2006 году представителями Казахстана, России и Киргизии. Мы поставляем продукцию, а тару для нее поставляет Россия из Сибири. Клиенты в Российской Федерации и Казахстане ждут сейчас черешню из Узбекистана, ведь вкуснее кувасайской черешни в мире нет — признался он. — Скоро виноград пойдет. Предлагайте, будем решать, как совместно поставлять все это на зарубежный рынок. Продукцию из Средней Азии просит весь мир, ее готовы закупать Китай, Сингапур, другие страны, в которых есть самые разные категории населения, они могут ее покупать. Мы готовы к сотрудничеству с фермерами Узбекистана. Нам нужна помощь — государственные законы.
Фермеры и предприниматели Узбекистана имели возможность на семинаре напрямую обратиться к ответственным лицам. К сожалению, на заданный ими вопрос, существует ли в республике конкуренция фермерских хозяйств, директор Центра поддержки предпринимательства и фермерства А.Алимов не счел возможным дать детального ответа, ограничившись одним лишь словом: «Существует».
По итогам семинара выработаны Практические рекомендации по увеличению объемов переработки плодоовощной продукции, улучшению условий хранения, совершенствования упаковки, расширению экспорта. Рекомендовано создание таких общественно-торговых структур, как Ассоциация упаковщиков, Ассоциация экспортеров сельхозпродукции и других с налаживанием рабочих контактов с соответствующими зарубежными партнерами.
Семинар «Упаковка и экспорт сельхозпродукции», организованный Ассоциацией международного бизнеса и технологий (АМБиТ), Центром поддержки предпринимательства и фермерства и Проектом регионального развития USAID.
Тамара Санаева,
специально для Anhor.uz.
Комментарии