Жить станет… вкуснее?

Жить станет… вкуснее?

4 июня в Ташкенте состоялся семинар «Упаковка и экспорт сельхозпродукции».

Самыми многочисленными и заинтересованными участниками семинара, впервые проведенного в формате расширенного открытого диалога,  явились предприниматели и фермеры из всех областей Узбекистана. Их сразу можно было «вычислить» среди представителей министерств, хокимиятов и ведомств, международных организаций, ученых и журналистов не только по загару и трудовым мозолям, но и вниманию, с которым они вслушивались в доклады и всматривались в презентационные слайды.

Нельзя сказать, что предприниматели и фермеры просто приняли к сведению информацию  о современных технологиях и оборудовании по выращиванию и переработке сельскохозяйственной продукции, возможностях и путях её экспорта за пределы республики. Нет, они аналитически отнеслись к докладам и презентациям: задавали конкретные вопросы, делились опытом, предлагали свои решения. Кому, как не им, изо дня в день, из сезона в сезон приходится  вести деловые переговоры, решать вопросы сохранности урожая, экспорта сельхозпродукции? А еще  закупать необходимое оборудование, сталкиваться с проблемами упаковки, транспорта, логистики и всем, что связано с производством и реализацией сельхозпродукции – самым  перспективным и развивающимся сегментом в хозяйстве Узбекистана.  

Не секрет, что в странах СНГ сельхозпродукция из Узбекистана давно стала брендом. Вкуснее фруктов и овощей на рынках  соседних государств нет, свидетельствуют потребители. Спрос на них неизменно высок как внутри, так и за пределами страны. Недаром посевные площади плодоовощных культур в республике возросли более чем на 20 процентов (с 550,3 до 663,3 тысяч га)  за 2005-2011 годы.

Рост производства плодоовощных культур в этот период превосходил рост посевных площадей, следовательно, увеличилась урожайность культур. Более чем вдвое возросло производство картофеля, на 98,6 процента увеличилось производство овощей,  110,4  —  бахчевых,  97,9  — плодов и ягод, 69,9 —  винограда.  С 2003 по 2010 годы в 18 раз увеличился в стоимостном выражении  экспорт плодоовощных культур. Причем  87,1 процента  экспорта  приходится на две страны — Россию и Казахстан.

Наибольший подъем в отрасли пришелся на 2011-2013 годы. Только лишь в рамках осенней международной выставки Riga Food Festival 2013 компании из Узбекистана заключили контракты, примерно, на 100 миллионов долларов США. Вместе с тем, расширение экспорта сельхозпродукции в страны СНГ и Европы требует качественного улучшения готовой продукции, её соответствия международным сертификатам, а также современных упаковочных материалов и развития «холодильной цепочки» в Узбекистане для свежих фруктов и ягод.

К сожалению, доля переработанной продукции в общем объеме экспорта пока незначительна, в 2010 году  она составила всего лишь около 3 процентов. Есть о чем задуматься,  ведь переработка на месте фруктов и овощей позволила бы фермерам и в целом стране получать дополнительные выгоды. Какие? Их немало. Прежде всего — увеличение доходов производителей за счет дополнительной прибавленной стоимости; во-вторых,  рост занятости и доходов работников благодаря расширению производства и увеличения спроса на рабочую силу; в третьих, возрастание доли экспорта в стоимостном выражении за счет увеличения объемов переработанной продукции, имеющей более высокую стоимость по сравнению с сырыми фруктами и овощами.

Объемы внутренних продаж и экспорта сельхозпродукции могут быть также увеличены за счет улучшения условий хранения фруктов и овощей, совершенствования упаковки готовой продукции.

По словам организаторов цель семинара — предложить государственным структурам, представителям малого бизнеса и частного предпринимательства, агрофирмам и фермерам Узбекистана наиболее эффективные возможности для увеличения объемов переработки сельхозпродукции, улучшения условий хранения и упаковки для дальнейшего продвижения экспорта в страны СНГ и Европы.
Живой интерес участников семинара вызвало выступление Дмитрия  Кузнецова — эксперта по сетевым продажам (Россия). Для Узбекистана, подчеркнул он,  есть хорошая возможность получить выход на российский рынок, уж имеющий сегмент недорогих овощей и фруктов, представленных Молдовой, Польшей и Украиной и более высоких по ценам  продукции из Голландии, Испании, Италии, Израиля и других стран.

Торговля с грузовиков уходит в прошлое. Доля сетевых магазинов в 12 городах России (Москва, Санкт-Петербург,  Кострома, Новосибирск, Казань, Тюмень, Воронеж и других) достигает 70 процентов, в других городах – до 60-50.  Если говорить об упаковке, на смену традиционным в прошлом ящикам приходит каньонная упаковка, которую мы видим и в магазинах Ташкента. Упаковка зависит и от продукции, к примеру, персики могут быть упакованы в корзины, морковь – в сетки. Российский потребитель, посетовал он,  только вспоминает о вкусе продуктов с земли Узбекистана. В российских магазинах доминируют фрукты из Италии Голландии, Израиля. Они дольше сохраняются, но  безвкусны — видимо, отгружаются зелеными. Эксперт выразил надежду на заключение взаимовыгодных договоров с узбекистанскими фермерами.

Президент международной ассоциации «Союз Плодовощ» К. Маткеримов (Казахстан) выступил с предложением создать единую  с Узбекистаном ассоциацию, способную отстаивать интересы фермеров и дехкан.

— Наша ассоциация создана в 2006 году представителями Казахстана, России и Киргизии. Мы поставляем продукцию, а тару для нее поставляет Россия из Сибири. Клиенты в Российской Федерации и Казахстане ждут сейчас черешню из Узбекистана, ведь вкуснее кувасайской черешни в мире нет — признался он. — Скоро виноград пойдет. Предлагайте, будем решать,  как совместно поставлять все это на зарубежный рынок. Продукцию из Средней Азии просит весь мир, ее готовы закупать Китай, Сингапур, другие страны, в которых есть  самые разные категории населения, они могут ее покупать. Мы готовы к сотрудничеству с фермерами Узбекистана. Нам нужна помощь — государственные законы.
Фермеры и предприниматели Узбекистана имели возможность на семинаре напрямую обратиться к ответственным лицам. К сожалению, на заданный ими вопрос, существует ли в республике конкуренция фермерских хозяйств, директор Центра поддержки предпринимательства и фермерства А.Алимов не счел возможным дать детального ответа, ограничившись одним лишь словом: «Существует».

По итогам семинара выработаны Практические рекомендации по увеличению объемов переработки плодоовощной продукции, улучшению условий хранения, совершенствования упаковки, расширению экспорта. Рекомендовано создание таких общественно-торговых структур, как Ассоциация упаковщиков, Ассоциация экспортеров сельхозпродукции и других с налаживанием рабочих контактов с соответствующими зарубежными партнерами.

Семинар «Упаковка и экспорт сельхозпродукции», организованный Ассоциацией  международного бизнеса и технологий (АМБиТ), Центром поддержки предпринимательства и фермерства и Проектом регионального развития USAID.

Тамара Санаева,
специально для Anhor.uz.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.