Онлайн-аукцион в Узбекистане: длинный путь от победителя до собственника

Онлайн-аукцион в Узбекистане: длинный путь от победителя до собственника

Участие в официальном онлайн-аукционе Узбекистана чем-то напоминает лотерею. Если повезет – все пройдет как положено и покупатель становится законным владельцем имущества. Оригинал данного материала опубликован на сайте аналитического портала CABAR.asia.

Но иногда удача может пройти мимо. Тогда, несмотря на соблюдение покупателем всех процедур и условий, прежние владельцы могут оспорить итоги торгов и добиться отмены. Это происходит посредством вмешательства чиновников на местах, а главное – судебного решения.

Чтобы реализация имущества, конфискованного по судебным решениям, была прозрачна и проходила по понятным для всех участников правилам, в 2017-м году государством была создана онлайн-платформа электронных торгов «E-IJRO AUKSION».

На сегодня через эту платформу централизованно реализуются все государственные активы, земельные участки, а также имущество, выставленное на торги по судебным решениям.

Старые нормы о подаче письменных заявок и проведение торгов в «физическом» формате были отменены.

Необходимость введения этих новшеств центральные ведомства объясняли так: «Новая система не допустит ценовые манипуляции и злоупотребления со стороны различных чиновников. Также она обеспечит широкий доступ физических и юридических лиц, в том числе и зарубежных инвесторов к единому электронному онлайн-аукциону страны».

Однако ряд торгов, закончившийся скандалом республиканского масштаба, показывает, что система пока отнюдь несовершенна.

Анализ работы этой электронной системы показывает: имеются частые случаи нарушения законных прав и интересов покупателей, которые впоследствии не могут заполучить купленное ими имущество в срок. Результаты онлайн-торгов далее могут быть просто-напросто отменены решениями судов различных инстанций несмотря на аргументы и доказательства законных победителей; убытки и неустойки, понесенные покупателями, ровно, как и трата времени и нервов, никем не компенсируются.

А как было раньше?

До создания единой онлайн-площадки «E-IJRO AUKSION» государственное имущество и объекты, конфискованные по судебным решениям, реализовались посредством локальных аукционных торгов проводимые городскими (районными) филиалами государственного комитета по имуществу.

Предприниматели и юристы не раз отмечали, что эти торги на местах проводились с грубыми нарушениями закона. Например, объявления о предстоящих торгах для формальности печатались в районной газете, тираж которого составлял менее 500 экземпляров. Соответственно, о них никто не узнавал.

Организаторы прибегали к различным манипуляциям, чтобы не допускать к участию «чужих» людей, не говоря уже об иностранных инвесторах. По решению глав городских и районных госадминистраций, земельные участки могли перейти в собственность физических лиц и вовсе бесплатно.

Роковая покупка

Самаркандский предприниматель Санат Кадыров думал, что с 2017-го года старым махинациям и беззаконию пришел конец. Однако, он глубоко ошибался.

Предприниматель в августе 2019 года приобрел комплекс зданий машинно-тракторного парка (МТП) за 1 миллиард 539 миллионов 328 тысяч сум (около 150 тысяч долларов США) (лот №0097993). Он был ранее конфискован судебными приставами.

Однако спустя 1 год, несмотря на 100-процентную оплату, он до сих пор не может стать полноценным хозяином объекта или, говоря юридическим языком, вступить в право собственности.

Препятствует этому предыдущий собственник – Общество с ограниченной ответственностью «Самарканд Агросервис МТП». Комплекс зданий МТП был изъят и выставлен на торги по решению суда за неисполнение вышеуказанным ООО кредитных обязательств перед банком.

Итоги аукциона были отменены решением местного суда. В этом процессе оказался замешан и хоким Самаркандской области Эркинжон Турдимов. Факт необоснованного вмешательства высокопоставленного чиновника подтвердился официальными документами, которые оказались в распоряжении редакции в ходе проведения журналистского расследования.
 
Санат Кадыров – не единственный покупатель, который столкнулся с такого рода трудностями. В местных СМИ часто можно встретить публикации о нарушениях прав покупателей «E-IJRO AUKSION».

Местный предприниматель из Ферганской области Сойибжон Бувожонов в октябре 2018 года купил на онлайн-аукционе конфискованное имущество стоимостью в 279 миллионов сумов (около 27 тысяч долларов США). Купленное на торгах имущество располагалось в Риштанском районе Ферганской области и ранее принадлежало акционерному обществу «Ўзагрокимёҳимоя». 51 процент акций этого предприятия принадлежит государству.

В феврале 2019 года Риштанский межрайонный суд по гражданским делам отменил итоги онлайн-торгов. Несмотря на объявленный протест со стороны прокуратуры, Ферганский областной суд оставил решение районного суда без изменения.

Спустя год, в марте 2020 года Верховный суд РУз, рассмотрев данный гражданский спор в надзорном порядке, восстановил итоги онлайн-торгов и признал законное право на купленную собственность предпринимателя Сойибжона Бувожонова. Предыдущие решения областного и районного судов были отменены.

Ситуация с первым героем, предпринимателем Санатом Кадыровым, противоречивая. В марте 2020 года суд первой инстанции — Самаркандский городской суд по гражданским делам, оставил право собственности за Кадыровым и не аннулировал состоявшиеся онлайн-торги.

Однако в июле 2020 года Самаркандский областной суд по гражданским делам в апелляционном порядке отменил судебное решение первой инстанции и признал итоги торгов «E-IJRO AUKSION» недействительными.

Что говорит закон?


Главный офис «E-IJRO AUKSION». Фото: официальный веб-сайт

Владельцем торговой площадки «E-IJRO AUKSION» является государственное унитарное предприятие (ГУП) «Центр по организации электронных онлайн-аукционов». Оно было создано в качестве подразделения Генеральной прокуратуры при Бюро принудительного исполнения. Впоследствии этот ГУП был передан в ведение Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан.

В постановлении президента Узбекистана, которое послужило основой для создания онлайн-аукциона, говорится:

«Протокол о результатах аукциона имеет силу договора купли-продажи, является основанием для снятия ареста на имущество, передачи его победителю аукциона, а также служит основанием для регистрации (постановки на учет) на имя победителя имущества, права собственности на него или иных имущественных прав» (пункт 52 постановления Президента РУз №ПП–3149 от 27 июля 2017 года)

Однако по информации, полученной от самого же Центра по организации электронных онлайн-аукционов, случаи, связанные с аннулированием итогов торгов «E-IJRO AUKSION» со стороны судов, наблюдаются и по сей день.

«С 2017 по 2020 годы через электронную площадку «E-IJRO AUKSION» было проведено 32,9 тысяч открытых торгов. Только в 42 случаях итоги торгов были отменены. Это составляет всего 0,1% всех торгов», — ответило Агентство по управлению государственными активами РУз на запрос CABAR.asia.

Агентством по управлению государственными активами основной причиной аннулирования итогов торгов со стороны судов называется «незаконные действия судебных приставов при выставлении имущества на открытые торги».

Ведомство по выполнению судебных решений — Бюро принудительного исполнения при генпрокуратуре – также признает факты, связанные с неправомерными действиями судебных приставов при выставлении имущества на онлайн-торги.

«Для предотвращения и недопущения в будущем таких случаев установлен жесткий надзор над ответственными, которыми выступают соответствующие заместители региональных управлений», — ответил заместитель директора вышеуказанного бюро Шавкат Хайдаров на запрос CABAR.asia.

Однако некоторые предприниматели и юристы уверены, что отмена судами итогов онлайн-торгов со ссылкой на якобы «незаконные действия» судебных приставов или иных органов, — это только предлог, за которым могут стоять скрытые интересы третьих лиц, которые заинтересованы в возврате ранее проданного имущества.

В случае с самаркандским предпринимателем Санатом Кадыровым, за отмену итогов онлайн-аукциона выступал лично хоким Самаркандской области Эркинжон Турдимов. Хотя на первый взгляд прямая связь между администрацией области и реализуемым имуществом отсутствует.

В письме хокима Турдимова в адрес председателя Самаркандского областного экономического суда Ойбека Асадова он написал:

«Просим рассмотреть данное судебное дело с учетом того, что выставленное в залог и проданное через аукцион имущество «Иштихон Агросервис МТП» являются государственной собственностью, взять во внимание случаи возможного причинения вреда интересам государства при отчуждении имущества предприятия с государственной долей».


Хокимият Самарканда. Фото: samarkand.uz

Председатель Самаркандского областного суда по экономическим делам Ойбек Асадов, комментируя CABAR.asia обращение губернатора к суду, сказал, что «данное письмо губернатора Самаркандской области не имеет обязательного характера при рассмотрении дела»

«Кроме этого, суд сообщает, что не принимал данное письмо в качестве доказательства в рамках судебного дела», — отметил Асадов в своем ответе на запрос CABAR.asia.

Однако суд не объясняет причину приобщения этого письма к материалам судебного дела, учитывая, что государственная администрация Самаркандской области не являлась стороной в данном судебном споре.

Редакция CABAR.asia обратилась в Самаркандский областной хокимият с просьбой прокомментировать содержание письма его главы Эркинжона Турдимова.

Пресс-секретарь хокимията Манучехр Мирзаев ограничился кратким ответом: «В этом судебном процессе кроме истца и ответчика имеются интересы народа и государства». О каких конкретных интересах идет речь пресс-секретарь не уточнил.

Вмешательство областной администрации в данное судопроизводство фактически подтвердил в своем письме CABAR.asia и начальник кадрового управления Министерства юстиции Республики Узбекистан Шухрат Кучкаров.

«Администрация Самаркандской области 24 апреля 2020 года, поддержав обращение ООО «Самарканд Агросервис МТП», внесла письмо за №01-16/769 в Генеральную прокуратуру для внесения протеста на решение Верховного суда».

Очевидно, это письмо администрации области стало решающим, из-за которого в судопроизводство вмешалась уже заместитель Генерального прокурора Узбекистана Светлана Артикова.

Депутат нижней палаты узбекского парламента Расул Кушербаев высказался в защиту прав предпринимателя Саната Кадырова. Он выразил возмущение игнорированием норм на местах, которые принимаются властями в Ташкенте.

Для повышения престижа «E-IJRO AUKSION» и недопущения отмены итогов торгов в будущем, в постановлении президента за №ПП-4427 от 26 августа 2019 года было отдельно добавлено следующее определение: «…не допускается отмена или изменение протокола о результатах электронного онлайн-аукциона в связи с несоблюдением административных процедур при отсутствии вины победителя аукциона или лиц, обладающих правами на земельный участок».

Директор ГУП «Центр по организации электронных онлайн-аукционов» Муҳиддин Ходжаев, комментируя в местных СМИ ситуацию с отменой итогов аукционов, связал это с несоблюдением судами норм действующего законодательства.

В статье под заголовком «E-IJRO AUKSION»: Требуем поддержки статьи 229» Ходжаев утверждает, что даже по решению суда нельзя отбирать имущество у покупателя аукциона. Однако на деле суды все же отменяют их.

Согласно статьи №229 Гражданского кодекса РУз, истребование (возврат) имущества от добросовестного покупателя не допускается, если это имущество было продано через аукцион в рамках исполнения судебного решения.

Верховный суд РУз оставил без ответа информационный запрос CABAR.asia с просьбой о комментарии.

Как победители добиваются купленного

Кроме случаев отмены итогов аукциона наблюдаются частые нарушения прав покупателей. «E-IJRO AUKSION» ограничивается передачей покупателю бумажного документа — «Акта о выигрыше», который имеет силу договора купли-продажи, но не является документом подтверждающим право на собственность. С получения покупателем «Акта о выигрыше» до государственной регистрации имущества и вступления его в права собственности могут пройти месяцы, а порой и годы.

Хаёт Норматов из Джизакской области в ноябре 2019 года через «E-IJRO AUKSION» купил лот №0133794 «Жилое имущество с участком» за 159,5 миллионов сумов (около 15,5 тыс. долларов США), выставленное судебными приставами по решению суда. Однако несмотря на то, что итоги аукциона никто не отменил, он не может въехать в свое купленное имущество. Причина этого в том, что в купленном доме живут люди, и он их не может выселить.

По словам Норматова, судебные приставы, на момент выставления имущества на торги, не указали о том, что в нем живут люди, и что их нужно выселять через суд самостоятельно.

Кроме этого, те же судебные приставы требовали от покупателя выплаты коммунальных задолженностей предыдущих хозяев, которая составляла около 8 миллионов сумов (около 800 долл. США).

Только после многочисленных жалоб во все инстанции, в том числе президенту и омбудсмену, прокуратура Пахтакорского района Джизакской области признала требования сотрудников районного Бюро принудительного исполнения незаконными. Прокуратура постановила взыскать коммунальные долги от прежних хозяев.

Несмотря на все это, спустя почти год с момента покупки имущества, вопрос выселения прежних жильцов только предстоит рассмотреть районному суду по гражданским делам.

В доме где, я живу нет природного газа, а мой отец болеет бронхиальной астмой, и ему противопоказан дым от буржуйки. В связи с этим я решил купить через аукцион этот дом, и для этого продал весь свой скот. Прошел год, как у меня проблемы с этой покупкой, я не могу туда въехать. Больше всего мне очень стыдно перед своим отцом.

Хаёт Норматов более одного года не может въехать в дом, купленный через онлайн-аукцион

«E-IJRO AUKSION» напоминает

На своем официальном сайте аукцион предупреждает победителей о том, что в случае отсутствия полной оплаты лота в течение следующих 5 дней после окончания торгов, результаты аукциона признаются недействительными, а сумма ранее внесенного ими 5-процентного задатка не возвращается.

Это условие следует из Положения к постановлению Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2017 года № ПП–3149 «О порядке организации и проведения электронных онлайн-аукционов по реализации имущества при исполнении судебных актов и актов иных органов».

В свою очередь сам «E-IJRO AUKSION» указывает на то что, не несет ответственности за ущерб, который причинен участнику приостановлением или отменой электронного онлайн-аукциона. Данное условие связывается с тем, что выставленное на электронный онлайн-аукцион имущество продается на основании заявки государственного исполнителя.

По информации, взятой CABAR.asia от Антимонопольного комитета Республики Узбекистан, в августе 2020 года владелец торговой площадки «E-IJRO AUKSION» — ГУП «Центр по организации электронных онлайн-аукционов» внесен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке. В связи с этим, в ближайшем будущем деятельность «E-IJRO AUKSION» будет пересмотрена с учетом ущемления ими прав и интересов потребителей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.