Автостопом из Ташкента до Берлина

Автостопом из Ташкента до Берлина

Путешествовать хотят все, но далеко не все это делают, отговариваясь нехваткой времени, навыков и, конечно, денег (мотивации – никогда). Сколько же на самом деле стоит поездка в Европу? Многие действительно готовы отдать баснословные суммы за стандартные туры, ограниченные сроками и рамками экскурсионных маршрутов. Но есть и те, кто выбирает более свободный и интересный путь – передвижение на попутных машинах, так называемый хич-хайкинг.
 
Стереотип о том, что на дорогах чужой страны туристов подстерегают маньяки-дальнобойщики и грабители, переодетые полицейскими, отпугивает наше расслабленное излишним комфортом общество от этого увлекательного и дешевого способа расширить свой кругозор и ближе познакомиться с миром. Anhor.uz решил развеять мифы об опасности и сложности хич-хайкинга, пообщавшись с людьми, преодолевшими таким способом впечатляющие расстояния.
 
«Автостоп – это не тяжело, это очень здорово и весело», – считают гитарист группы «Слезы солнца» Никита Макаренко и его супруга Рано, большие любители путешествий, доехавшие из Одессы до Берлина на попутках. 
 
Их история свидетельствует о том, что в деле хич-хайкинга, как и в любом другом, главное – сделать первый шаг.
 
«Мы планировали совершить тур Киев – Одесса – Львов – Варшава – Краков – Прага – Берлин – Амстердам, поначалу даже не думая ехать автостопом. Весь маршрут мы намеревались преодолеть на автобусах, – рассказывает Никита. – В Одессе нам сказали: «Зачем вам эти автобусы? Это скучно и неудобно, гораздо лучше путешествовать автостопом». И мы решили попробовать. Нарисовали себе табличку «Львов» и, отъехав от Одессы километра на два, впервые вышли на трассу, даже не зная, как и что делать».
 
По словам Никиты, среди автостопщиков есть «вольные путешественники», которые ночуют в спальниках на дороге и желают посетить как можно больше стран.
 
К этой категории можно отнести механика Амира Шарифуллина и IT-специалиста Ильдара Абдуллаева, которые неоднократно ездили автостопом из Ташкента, останавливаясь в разных уголках Казахстана, России, Украины, Грузии. Хич-хайкинг увлек их летом 2008 года, когда в Ташкент приезжал известный автостопщик из Москвы Антон Кротов, основатель Академии Вольных путешествий. Вдохновившись, ребята приняли участие в организованном им соревновании по маршруту Ташкент – Чимкент – Байконур – Оренбург – Москва – Казантип.
 
После первого удачного опыта Ильдар повторял поездки почти ежегодно, а вот Амир решился на это в мае 2012 года, чтобы побывать на финале Чемпионата Европы по футболу в Киеве. Через год приятели вместе поехали в Сибирь и провели десять дней на берегу Байкала.
 
Мы попросили всех наших героев поделиться опытом, чтобы на примере их рассказов продемонстрировать, что попасть из Ташкента в Берлин, не потратив ни копейки на билеты – это вполне реально.
 
«Конечно, чтобы путешествовать автостопом, нужно обладать некоторыми знаниями и техниками, которые нам пришлось постигать в процессе. Так, если бы мы заранее знали о существовании сайта hitchwiki.org, это бы значительно облегчило наш путь. Этот сайт в точности повторяет Google Maps, но там хич-хайкеры всего мира расставляют точки и отмечают их соответствующими цветами. Например, зеленый означает, что в данной зоне легко ловить, красный – трудно. И ты просто смотришь на карте города, куда надо встать, чтобы быстро уехать. Мы же ходили наобум, что отнимало много времени», – вспоминает Никита.
 
«Я нашил себе светоотражающие рисунки на майки, чтобы ночью было легче привлечь внимание дальнобойщиков: надпись «Автостоп», изображение своего маршрута,  флаги Казахстана, России, Украины, – говорит Ильдар. – Многие водители говорили, что могли бы меня не заметить, а этот прием их заинтересовал».
 
Хич-хайкинг всегда сопровождается непредсказуемыми поворотами и невероятными встречами. Так, приезд Амира на чемпионат был настолько удачным, что он и сам не рассчитывал на подобный исход:
 
«В Киев я приехал по знакомому уже маршруту, через Караганду, Астану, Магнитогорск, Челябинск, Уфу… Всякое бывало: несколько раз попал под дождь и снег, в Казахстане как-то заночевал в мечети. Прибыв дней за десять до начала чемпионата, стал искать палаточный городок для туристов и познакомился с ребятами, которые набирали волонтеров для работы по организации чемпионата. Предоставлялось бесплатное жилье, питание и проезд на общественном транспорте. Так я жил около месяца: ни забот, ни хлопот. И, конечно, увидел чемпионат».
 
Разумеется, следует быть готовыми к трудностям, обусловленными особенностями страны. Вот в какое приключение попали ташкентцы в Берлине:
 
«Прибыв из Одессы во Львов, мы направились в Варшаву, оттуда – в Краков, потом – в Прагу и в Берлин. Чем западнее едешь по Европе, тем хуже обстоят дела с автостопом. На Украине все просто здорово, в Польше – вообще хорошо, в Чехии с автостопом уже сложно, в Германии очень трудно, а во Франции, Голландии, Бельгии – практически невозможно. Чем западнее люди, тем они подозрительней. 
 
В Берлине мы осознали, что уехать автостопом из столицы Германии не получится. Мы пытались уехать часов восемь. Начали в 9 утра, перепробовали все точки: автостанции, заправки, видели очень много хич-хайкеров, которые тоже пытались уехать. Берлин в этом смысле один из самых проблемных городов мира. Плюс ко всему мы не знали, что правила дорожного движения в Германии запрещают голосовать на автобане. Кто-то из проезжавших мимо людей увидел, как мы идем вдоль автобана, простодушно голосуя, и позвонил в полицию. Полицейские ругали нас на трех языках: английском, немецком и русском. Но не оштрафовали, потому что в Европе у полиции главная задача – предупредить, а не наказать.
 
Нас отвезли к ближайшей станции метро, и, в конце концов, мы были вынуждены купить билет на автобус до Амстердама. Стоил он недешево, к тому же автобус был очень неудобный».
 
Всех, кто готовится к первой поездке на попутках или подыскивает аргументы против нее, волнуют вопросы насущные: чем питаться, где спать и принимать душ? Если Амир и Ильдар предпочли ночлег в палатках, приготовление на костре вкуснейшей еды из продуктов, привезенных с собой в большом туристическом рюкзаке, и искупались чуть ли не во всех крупных реках на территории СНГ, то Никита и Рано (к слову, пара в период путешествия ожидала первенца, что никоим образом не помешало ей насладиться прелестями хич-хайкинга) находили на сайте couchsurfing.org людей, готовых на пару дней безвозмездно предоставить крышу над головой
гостям из других стран. Вот как это происходило:
 
«Каучсерфинг – это тема, которая очень тесно связана с автостопом и путешествиями. В каждом городе мы жили у каучсерферов, и люди попадались просто поразительные. Например, в Киеве мы жили у пары, практиковавшей магию. Они реально занимались магией и могли нам сказать: «С 8 до 10 не приходите, у нас сеанс». В Одессе мы жили у ролевика Ящера (любителя ролевых игр по мотивам фэнтези) и удивительной семьи Кац. В Праге мы жили у парня, работа которого заключалась в том, что он по ночам водил иностранцев по барам города. И так всю дорогу: скажем, когда мы были в Варшаве, мы еще даже не знали, у кого будем ночевать в Кракове.
 
Что касается питания: бюджетно поесть в Европе – это огромная проблема, потому что уличная еда и общепит, каким мы привыкли его видеть в Узбекистане, отсутствуют в принципе. Дешево и вкусно поесть невозможно. Самая вредная и отвратительная еда вроде гамбургеров стоит 8-10 евро».
 
Еще один актуальный вопрос – о прохождении границ и паспортном контроле – оказался гораздо легче решаем в странах Европы благодаря шенгенской зоне.
 
«Получить шенгенскую визу несложно, но нужно учитывать то, что есть страны, которые состоят в Евросоюзе, но не присоединились к Шенгенской зоне, например, Великобритания, Румыния. Есть страны, которые входят в шенгенскую зону, но не состоят в Евросоюзе, например, Швейцария», – подсказывает Никита.
 
Все автостопщики сходятся во мнении, что легче всего путешествовать либо одному, либо в паре «парень и девушка». «Одной девушке очень легко уехать – ее с удовольствием возьмут все, но ей самой нужно быть избирательной. Вдвоем сложно путешествовать с дальнобойщиками, так как в кабине грузовика запрещено возить двух пассажиров, хотя нас брали все. Втроем путешествовать очень трудно», – говорит Никита.
 
И, наконец, в какую сумму обходится поездка на попутках? По подсчетам Амира и Ильдара, в среднем на путешествие туда и обратно уходит не больше $500 с учетом того, что некоторое время парни проводили на курортах или в гостях у родственников. Никита и Рано уложились в сумму около $2000, включая авиабилеты:
 
«Из Амстердама мы отправились в Германию, так как там есть аэропорт Веце, который использует авиакомпания Ryanair – самый дешевый лоукостер в Европе. Мы купили билет в Таллинн, а в Ташкент в итоге вернулись на самолете из Санкт-Петербурга».
 
Вот такие вдохновляющие истории. Надеемся, они смогу стать своеобразными мануалами для начинающих автостопщиков. Хич-хайкинг дает почувствовать, что ты живешь и делаешь то, чего действительно хочется. Это гораздо легче, чем кажется.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.