Доктора с разноцветными носами
Что может быть более несправедливым, чем тяжелая болезнь ребенка? Маленький человек, который не понимает, почему ему приходится испытывать боль, преодолевать такое, что способно сломить многих взрослых – необходимо уберечь его хрупкий мир, стимулировать здоровые эмоциональные реакции. Такие, как смех. Anhor.uz уже рассказывал об инициативной группе MedClowns, которая помогает детям со сложной судьбой справиться с одиночеством и победить недуг, устраивая для них праздники и концерты.
Порой родители больных малышей и даже администрации медицинских учреждений считают, что палата – не лучший контекст для веселья, однако больничные клоунады давно стали признанным и широко распространенным методом арт-терапии, по крайней мере за рубежом. И если MedClowns Uz – полностью волонтерский проект, то в Нидерландах, например, аналогичная организация CliniClowns поддерживается и финансируется правительством, а актеры получают зарплату. Голландские медклоуны уже много лет проводят в больницах и детских домах Самарканда и Бухары представления совместно с актерами местных областных театров кукол. Один из CliniClowns, Питер Амеш, провел мастер-класс для ребят ташкентской команды MedClowns. Он рассказал, почему больничная клоунада должна развиваться, поделился своими техниками и объяснил, как достучаться даже до ожесточенного сердечка.
«В больнице от ребенка все чего-то хотят. Врачи хотят, чтобы он принимал лекарства, медсестры хотят, чтобы он лег поудобнее, родители хотят, чтобы он скорее выздоровел. И никто не спрашивает, чего хочет ребенок. А он хочет играть. Игра помогает ему вырваться из кошмара болезни. В ограниченном пространстве палаты малышу нужен друг. Клоун – идеальный персонаж для того, чтобы подбодрить ребенка. Он пробует себя во всем, что ему нравится, и не расстраивается из-за неудач. Напротив, неудача – находка для клоуна».
У Питера яркий, пластичный стиль – плод сочетания театральной клоунады и мастерства импровизации. Он показал участникам тренинга, как создать комизм фактически из ничего – обыгрывая любое слово, движение, ситуацию. В домах милосердия и детских отделениях больниц в Бухаре Питер и его единомышленники внедрили индивидуальные представления для тех деток, которые по состоянию здоровья не могут присутствовать на спектакле. И хотя постановка на сцене дает намного больший охват аудитории, визиты веселых гостей к ребятам, которые не ходят, показывает колоссальный благотворный эффект. Ведь им требуется еще больше внимания, чем остальным.
«Основа театральной клоунады – контакт с публикой. Клоун чувствует, как реагируют зрители. В больнице твоя аудитория – один ребенок, или несколько детей. Но принцип поддержания постоянного контакта работает и здесь. Через сюжет пьесы можно передать нечто важное, выразить мораль. Но импровизация – лучший способ наладить контакт, включить в ребенке настроение игры». Питер вспоминает, как в одном из детских домов маленький, но уже настрадавашийся и оттого очень враждебно настроенный мальчик со словами «Ну посмотрим, что здесь такого смешного!», с силой захлопнул дверь палаты. Медклоун среагировал
мгновенно: бросился поддерживать стены, словно они вот-вот рухнут, крикнул делать то же самое напарнику, устроил паническую кутерьму. Лед тронулся, шаблон был сломан.
Результатами тренинга Питер остался доволен: «Я впечатлен тем, что ребята моментально все подхватывали. Они росли на глазах, воспринимали, играли, это было замечательно». Сейчас в планах MedClowns – расширять охват учреждений и от единичных спектаклей переходить к регулярной индивидуальной творческой работе с детьми. Также планируется привлечь к этой деятельности профессиональных актеров ташкентских театров.
Но в основном составе всегда – студенты, готовые делиться временем и душевными силами с малышами, которым приходится очень непросто. MedClowns рады принять в свои ряды новых людей, верящих в то, что несколько минут счастья могут сохранить чей-то маленький мир.
Анастасия Мун
Фото: Александра Кияткина
Комментарии