Князь философов — Абу Али ибн Сино
Абу Али ибн Абдуллах ибн Али ибн Хасан ибн Сино родился примерно в 980 году, в селении Афшона, неподалеку от Бухары, в семье чиновника одного из диванов. Через пять лет отец Абу Али, Абдуллах перевез семью в Бухару. В своей автобиографии Абу Али пишет о том, что в пятилетнем возрасте отец пригласил к нему учителя для изучения Корана. Учить Коран в пятилетнем возрасте занятие довольно трудное, а уж выучить его наизусть за год не под силу даже взрослому человеку. Книги стали его любовью на всю жизнь. Отец брал его с собой в дальние поездки по хозяйственным делам и поручениям эмира, рассказывал историю Бухары, легенды и предания.
Кто знал тогда, что спустя годы, Абу Али придется бежать из благословенной Бухары, спасая свою свободу, талант и право думать о том, о чем действительно стоит думать? Корханид султан Махмуд непременно желал видеть в своей свите Ибн Сину. Мало было ему одного алмаза — Беруни, ему хотелось сиять так, чтобы ослеплять светом своего двора весь мир. Но Ибн Сино рот драгоценными камнями не набьешь…
Вся жизнь Абу Али — это скитания, лишения и работа на износ над своими великими книгами.
Характерно, что многочисленные критики, от средневековья до наших дней, пытались опровергнуть его умозаключения — и каждый раз находилось доказательство того, что он был прав!
Средневековые философы и врачеватели смеялись над его догадками о микробной природе болезней. «Он уверяет, что существуют какие-то маленькие летучие твари, скрытые милостью Аллаха от наших взоров!» — говорили они. Луи Пастер доказал возможность заражения воздушно-капельным путем. «Он советует лечить катаракту соком печени козы! Какое мракобесие!» — в печени козы было обнаружено огромное количество витамина А, необходимого для лечения глазных болезней. Ни единого слова неправды или заблуждения — таков итог его трудов. Его современники обвиняли его в неуважении к Богу, наши современники обвиняли его в узости взглядов и непоследовательности и двойственности из-за веры в Бога…
Бог, в которого верил Ибн Сина, не имел человеческих качеств — злобы, ненависти, желания покарать непослушных. Скорее Он был Ученым, ставящим Великий Эксперимент. И благоговение Абу Али перед ним было сродни благоговению ученика перед шейхом.
…Нишапур. Чума. Город Тус весь переселился на кладбище, над ним стоял дым от костров, в которых сжигали умерших. Скоро и сжигать стало некому. Трупы забили каналы.
Султан Махмуд потирал руки, Ибн Сино должен был в такой ситуации обнаружить себя, поэтому кругом шныряли ищейки Махмуда.
Абу Али сидел в ханаке и слушал рассказы путников и дервишей, прикрыв лицо. Ведь кто-то может и не устоять и продать его голову султану за мешок зерна…
Путники говорили о нем. Рассказывали легенды о своем любимом Абу Али, и он смеялся вместе с ними. В этих легендах представал забавный, остроумный и подчас занудный и непредсказуемый образ.
— А помните, как он вылечил сумасшедшего, который возомнил себя коровой? Он пришел в фартуке мясника, с большим ножом, распугал всех чтецов Корана и завопил: «А покажите мне эту корову, сейчас я ее зарежу!»
Все смеются.
Вот таким причудливым образом воплотилось в народе его предположение о различии психопатологических расстройств от психических и неврологических состояний. А ведь у него не было лабораторий, только наблюдательность и интуиция. И огромное желание помочь страждущему.
— А еще однажды ученики подложили ему под циновку лист бумаги. Ибн Сино пришел, сел и говорит: «Что-то я не пойму, то ли пол стал выше, то ли потолок ниже».
Абу Али улыбается, зная, что эту же историю рассказывали про Аристотеля, а теперь она осенила своей древностью его самого.
Потянуло дымом пожарищ. Абу Али вздохнул. Нет сил смотреть равнодушно на этот ужас, но где найти выход? И он придумал. Он сочинил стихи и пустил их в народ. Надо сказать, что стихи на Востоке всегда были нежно любимым искусством, — человек мог быть неграмотным, но наизусть знать множество стихотворных строк.
В чистом воздухе паря, ядовитых змей, как мух
Уксуса, нашатыря убивал великий дух.
Если раджи взять мискаль, и мискаль нашатыря,
А потом перемешать, то, как сказано, не зря
Осушивший эту смесь ощутит блаженства час,
И спасти она должна от любой отравы нас!
И еще множество катренов – об обязательном кипячении сырой воды, о передаче болезни через воздух и воду. Не он сам, так его стихи ушли в народ и стали спасать жизни…
Суфии говорят: «Бог лечит, а мы бинтуем», европейцы им вторят: «У Бога нет других рук, кроме ваших», русские справедливо замечают: «На Бога надейся, а сам не плошай». В этих мудрых изречениях скрыт смысл единства Бога и человека, которому всегда следовал Ибн Сино, за что не раз его порицали и предавали анафеме. Он говорил больному: «Нас трое – ты, я и твоя болезнь. На чью сторону ты встанешь, та сторона и победит». Как это похоже на то, что сейчас говорят нам врачи – положительный настрой решает дело. Так в его Каноне обо всем — проходит время, и что-то непонятное, что-то кажущееся фантазией вдруг обретает смысл и научное подтверждение.
«Ал-Канун фи-т-тиб» служил медикам на протяжении шести веков и до сих пор продолжает служить, оставаясь актуальным. Гений Авиценны признан во всем мире, его работы публиковались на латинском языке и других языках множество раз.
«Китаб аш-шифа» (Книга исцеления), трактующий о логике, естествознании, метафизике и математике, «Даниш-наме» (Книга знания), написанная на языке фарси, затрагивающая вопросы логики, естественных наук, философии, математики и астрономии, — все это замечательные памятники передовой средневековой мысли.
Я плач, что в смехе всех времен
Порой сокрыт как роза
Одним дыханьем воскрешен
Или убит, как роза.
И в середину брошен я,
На всех пирах, как роза.
И вновь, не кровь ль моя горит,
На всех устах, как роза?
С этими стихами Ибн-Сино когда-то горстка воинов выиграла бой у превосходящих сил противника. Зная, что это верная смерть, защитники крепости все равно построились в шеренгу и пошли на врага, распевая эти стихи хриплыми голосами на тюркский манер. И турки дрогнули… Беззаветно любившие поэзию — они не решились выстрелить в Стихи.
Медицинский колледж имени Абу Али ибн Сино
В селении Афшона, на родине Ибн Сино, в 2006 году открылся медицинский колледж на 1300 человек. Это комфортабельный учебный корпус, информационно-ресурсный центр с доступом в Интернет. После колледжа большинство учащихся стремится получить высшее медицинское образование, а также заниматься наукой. Это статистика.
На территории колледжа расположен музей Абу Али ибн Сино, в котором размещена коллекция археологических предметов времен Саманидов. Есть набор медицинских инструментов, реконструированных по описаниям и рисункам ученого.
Практику учащиеся проходят в сельском врачебном пункте, который обслуживает жителей трех кишлаков, зарабатывая неоценимый опыт. Колледж выпускает медицинских работников, которые могут осуществлять патронажную деятельность. Раз в три дня молодые специалисты обходят свои участки, и этот постоянный контакт позволяет им иметь представление о здоровье каждого жителя. Профилактика и еще раз профилактика — девиз, которому Ибн Сино всегда следовал в своей деятельности.
Комментарии