Пиза в Средней Азии, или как спасали минарет

Пиза в Средней Азии

К 10 мая на площади Регистан в Самарканде планируется открыть новый амфитеатр. Работает большое количество техники, людей. Стройка идет в трехсменном режиме. И, несмотря на все доводы специалистов, на площади может случиться непоправимое. По корпусам медресе пошли трещины.   
             
У всех трех медресе – Тилля-Кори, Шердор и Мирзо Улугбека, есть минареты. Так вот, один из них уже отклонился от допустимой линии на 8 см. Что будет дальше?

Мало кто знает, что в далеком 1918 году один из минаретов медресе Мирзо Улугбека уже наклонялся, и его сумели спасти, несмотря на отсутствие в то время такой техники, какая есть сегодня. Как это было, читайте  ниже.

Осенью 1918 года старики — китабсатары (переплетчики книг), чьи лавки находились на площади трех медресе, сообщили археологу В. Л. Вяткину, что, по их мнению, один из минаретов медресе, построенного Мирзо Улугбеком, стал наклоняться, отрываясь от основного фундамента. Напомню, именно  В.Л. Вяткину  принадлежит честь обнаружения фундамента  обсерватории Улугбека, около которой он завещал себя похоронить (что и было выполнено).

В тот же день  была создана авторитетная, «комиссия по оказанию скорой помощи минарету» во главе с такими видными специалистами, как инженер Б. Н. Кастальский, предложивший разобрать, а потом собрать минарет на этом же месте, и М. Ф. Мауер, предложивший оригинальное и смелое решение проблемы —  выпрямить сооружение, удерживая его в вертикальном положении.     
                            
Когда план М.Ф. Мауера был принят, то по составленным расчетам, сметам и т.п. отказов ни от одной организации не было. Все материалы поступали точно  в срок. На половине высоты минарет опоясали деревянным «корсетом», а  в виде оттяжек использовали толстые стальные тросы, весившие 36 тонн, издававшие гудящие звуки в зимнее время, за что местные жители прозвали их  «шайтон гитара» — «чертовой гитарой». Постепенно конструкция остановила падение древнего памятника, который все же отклонился от вертикали почти на два метра. В таком положении он простоял практически четырнадцать лет.

В 1920 году наметилась тенденция дальнейшего падения. М. Ф. Мауер  обратился за консультациями старожилам города, за  дополнительными подробностями, связанные  со строительством и жизнью минарета.  С этой же целью он  самостоятельно освоил персидский язык, прочитав гору литературы, по  архитектуре Средней Азии времен Тимуридов. Он же привлек к работам по реставрации памятников площади Регистан известных мастеров — каменщиков. Одним из них был усто Абду-Кадыр Абду-Бакиев.

В июле 1920 года были начаты земляные работы, позволившие определить состояние фундаментов всех минаретов площади Регистан. При этом были обнаружены  различные вещи — небольшой клад медных монет, заботливо припрятанные кем-то части изразцов, части керамической посуды. Все эти находки сразу же зачислялись в каталог и отправлялись в созданный музей истории Самарканда.                       
Так выяснилось, что в далекие времена будущий  Регистан находился на окраине города, и поперек площади протекал крупный канал, в русле которого нашли много различных фрагментов посуды, украшений  и т.п., а также следы большого количества различных небольших домиков, мастерских, которыми пришлось пожертвовать при строительстве медресе  Улугбека.
                                         
На объекте побывал археолог В.В. Бартольд, сумевший добиться дополнительной поддержки инициаторам спасения памятника, которые с удовольствием использовали его рекомендации.

С подготовкой к выпрямлению памятника связана примечательная подробность. Чтобы увязать между собой результаты значительной  по объему работы по различным измерениям и закрепить за единым данным абсолютную точность, М.Ф. Мауер вычислил истинный меридиан, проходивший через минарет. Дошло до комичного — горожане специально приходили на Регистан, чтобы потрогать руками эту географическую полосу. Многие уходили разочарованными — уж больно невзрачно и невпечатляюще все это выглядело — несколько крестиков, высеченных на мраморе. А некоторые советовали проложить отрезок кабеля с указанием — север-юг, и показывать «меридиан»  за деньги.

Известный специалист В.Г.Шухов разработал проект, благодаря которому минарет можно было спасти. Несмотря на некоторые ошибки при проведении расчетов на заводе-изготовителе, их вовремя исправили и необходимые техника и материалы были доставлены на место работ. К 1932 году ствол минарет был «отпилен» от фундамента и приподнят над ним при помощи системы домкратов и специальной рамы  с винтами и шунтами. Под приподнятую часть была подведена капитальная железобетонная кладка. При помощи упомянутых винтов ствол высотного сооружения «качнули» в противоположную сторону от наклона и…выпрямили. Затем постепенно вытащили поддерживающие балки и опустили минарет на его законное место, намертво закрепив на сохранившейся части фундамента.

Тросы — оттяжки были убраны через несколько часов после получения башней вертикального положения. А через несколько дней, когда убрали  деревометаллический «корсет» и сняли ограждение, выставленное на время «операции», минарет и медресе предстали перед горожанами во всей своей красе.

Ни тогда, ни в последующие годы, мир не знал подобного примера сохранения архитектурного памятника в его первозданном виде с помощью простого, несложного по материалам, смелого по своему замыслу способа, приведшего к баснословному успеху и позволившего нам любоваться бесподобным произведением мастеров древности. А современным специалистам хотелось бы сказать – памятники Самарканда принадлежат не только нашему народу. Они – часть всемирного культурного наследия, которую ни в коем случае нельзя потерять.

Слава Задорожный,
специально для Anhor.uz
Фото: MyTashkent.uz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.