Российские туристы о пересечении пешком границы Казахстана с Узбекистаном
В своем блоге россияне Андрей и Мила рассказали о пересечении пешком казахско-узбекской границы и своем путешествии до Хивы. Редакция Anhor.uz решила опубликовать отрывки из этих путевых записок.
И снова здравствуйте, и снова мы переходим границы. На сей раз из Казахстана мы отправляемся в Узбекистан. Очень необычно ехать по казахским степям, когда за окном почти полупустыня с верблюдами, жующими колючий кустарник. Совершенно забываешь, где находишься.
Еще необычнее стоять на хорошо асфальтированном перекрестке с таким же пейзажем вокруг, где нас высадили, и всматриваться в горизонт в ожидании очередной попутной машины.
Еле удалось остановить «уазик», забитый под завязку различным барахлом. Уговорили водителя подкинуть нас в сторону Бейнеу на одном сидении до тех пор, пока не встретим полицейских. Последние дежурили как назло всего за 20 км до нужной точки. Пришлось вылезать и далее топать пешком. Когда мы поравнялись с бело-голубой машиной, оттуда с любопытством на нас посмотрели две пары глаз в форме.
— Откуда это вы шагаете? – услышал я в нашу сторону.
— Путешествуем по Казахстану, сами из России, – ответил я.
— Пешком что ли?
— Как получится, когда пешком, когда на попутной машине.
На секунду мужики задумались, а потом неожиданно предложили повезти по пути до первой «чайханы». Мы отказываться не стали, только это расстояние оказалось совсем маленьким. Но даже за этот короткий промежуток времени, пытливый мозг полицейских не успокаивался. Они старались выяснить, легально ли мы пересекли границу, и нет ли у нас наркотиков или оружия. Даже если бы оно у нас и было, очень глупо было бы ожидать утвердительный ответ.
Обещанная «чайхана» показалась через 6 км, где нам и пришлось снова спешиться.
Любопытства ради мы заглянули внутрь, чтобы узнать цены. Последние сильно кусались (порция местной еды не менее 150 руб.) и мы отправились дальше по дороге.
До города Бейнеу добрались на очередной «буханочке». Оставшуюся половину пути пришлось идти пешком. И чем дальше мы уходили от центра, тем хуже становилась дорога. Удивило то, что на одной из колдобин с противоположной полосы дороги остановилась машина с узбекскими номерами, чтобы узнать, кто мы и куда идем. После окончания диалога водитель протянул в подарок целую бутылку воды в подарок. Средняя Азия мне начинала нравиться все сильнее.
Уже практически на выезде из города, где наблюдались самые глубокие колдобины, нам удалось остановить фуру с латвийскими номерами. Какого же было наше удивление, когда за рулем оказался белорус. Он шел в связке с еще одной машиной, но взял нас обоих в одну кабину. Ехали белорусы далеко, везли американский груз до Афганистана, с пересечением узбекской границы. Так что нам было по пути. Дорога здесь была плохая, но это не мешало устраивать настоящие гонки на фурах, поднимая столбы пыли.
Зачем было устраивать такое «тяжелогрузовое» ралли? Просто на границе с Узбекистаном ребятам придется простоять не менее двух суток, поэтому первенство в очереди имеет значение. Зато на пограничный пункт прибыли еще засветло.
Прохождение границы Казахстан – Узбекистан
Со стороны Казахстана у нас проблем и задержек с пограничниками не возникло. Единственный нюанс, у нас попросили загранпаспорт, чтобы поставить штамп о выезде. В Казахстан из России мы въезжали по внутреннему российскому, паспорту, поэтому штамп о въезде нам не ставили. Это делается затем, что узбекские пограничники не понимают, каким образом без штампа можно оказаться у них на пропускном пункте. А, чтобы заехать в Узбекистан, необходим именно загранпаспорт. Когда мы подошли к узбекскому пограничному пункту, в глаза сразу же бросилась огромная толпа людей что с одной (на входе), что с другой стороны (на выходе). Я кое-как выяснил, что нужно сделать, прежде, чем отправиться на пропускной пункт.
1. Итак, первоначально нужно взять декларацию, где необходимо указать всю наличность, имеющуюся во всех валютах на руках вплоть до копейки или цента. Это нужно сделать для того, что если при проверке на выезде из страны обнаружат лишние деньги, существует вероятность попрощаться с ними навсегда.
2. С заполненными декларациями встаем в очередь на пропускной пункт. Нам «повезло» в тот день — мы попали в самый сезон, когда многие узбеки с заработков возвращались домой. Поэтому назвать столпотворение у дверей очередью было довольно сложно. Здесь никто никого не пропускает, даже девушек теснили огромными баулами к стенке. Как говорится: «кто первый встал, того и тапки», готовьтесь поработать локтями. Обстановка накаляется еще тем, что сами пограничники абсолютно никуда не торопятся. Они могут все собраться и вместе рассматривать «подозрительную» декларацию какого-нибудь узбека, оставив свои посты пустыми, а злую очередь в длительном ожидании.
3. Когда через час или два мы оказываемся у стола проверяющего, он просто забирает декларацию, ставит на ней печать и попутно задает вопросы.
Ура! Мучительное прохождение узбекской границы можно считать завершенным. Однако, не стоит рано радоваться, ведь до ближайшего населенного пункта отсюда аж 500 км безжизненной степи. Естественно, глупо не пытаться сколотить на этом деньги. Так что на выходе придется отбиваться от таксистов.
Пьяные белорусы
Несмотря на позднее время, мы не теряли надежды попробовать поговорить с кем-нибудь из фурщиков, которые прошли границу. И нам вновь повезло, на наших глазах из ворот вместе с легковушками, увешанными шмотьем и разобранными велосипедами, выехало две фуры с латвийскими номерами, наверняка опять белорусы.
Я подошел к одной из машин и спросил водителя, сможет ли он нас взять до ближайшего населенного пункта. Тот насторожился и сразу же спросил, нет ли у нас оружия. Мы усмехнулись, и сказали, что в России это подсудное дело. Уже более ровным голосом белорус парировал, что у него как раз имеется. Наверное, припугнуть хотел, да не удалось, отказываться от своей просьбы я не намеревался, даже если бы у него под подушкой был пулемет.
Машин снова было две, и они припарковались на обочине в ожидании третьей. Но последняя все никак не выезжала с пограничного пункта, и водитель даже не отвечал по рации. Поэтому, белорусы, чтобы скоротать время, решили немного выпить перед сном. Немного – это, конечно, слабо сказано, поскольку из холодильника появилась бутылка водки. Я не приверженец езды с пьяными водителями. Однако, за окном уже стемнело, третий водитель на связь не выходил, белорусы не собирались ехать сегодня больше 20 км до стоянки, а у нас не было выбора.
Не будешь же ночевать в холодной пустыне, когда на 500 км ни одной живой души. Мы, правда, заволновались, когда после выпитой бутылки водки, белорусы завели мотор и решили проехать до стоянки 20 км. Но, наш водитель ехал с такой маленькой скоростью, что на велосипеде, наверняка, можно было его обогнать. К тому же встречного движения практически не наблюдалось, и я немного успокоился.
Когда мы достигли стоянки, нас с Милой совсем отпустило, а на связь наконец-таки вышел третий водитель, оказавшийся украинцем. Мужики решили сходить в кафе, еще поужинать, мы же остались в машине. Несмотря на то, что водитель предложил переночевать в его кабине на второй полке, доверия к нам он все равно не испытывал, поэтому на всякий случай забрал один из наших паспортов. А вернувшись из местного кафе включил фильм на своем ноутбуке на сон грядущий. Только я начинал уходить в царство Морфея, как белорус меня тормошил и спрашивал, сплю я или нет. Я уж думал плюнуть на все и поставить палатку рядом с фурой, если он так боится, но вдруг услышал спасительный храп. Выключил ноутбук, завернулся в спальник и тоже через 5 минут уснул.
600 километров до Хивы
Утром протрезвевший белорус достал откуда-то припасенный арбуз, который на завтрак пошел на ура! После чего мы снова отправились в путь. Полупустынная дорога с узбекской стороны мало отличается от казахской, те же степи и спящие водители редких встречных автомобилей. Разве что колдобин больше.
На середине пути белорусы остановились у придорожного кафе, чтобы перекусить. Нас тоже угостили за компанию ухой и жареной рыбой. За время езды до Бируни мы успели о многом поговорить с дальнобойщиками. Эти, кстати, так же как и предыдущие везли опечатанный американский груз.
— Раньше на узбекских дорогах орудовала целая банда, – делился дальнобойными «сказками» водитель, – поэтому многие боялись сюда грузы возить. Пока не стали фуры опечатывать.
— Что значит опечатывать? – задала встречный вопрос Мила.
— А то и значит, что ни я, ни узбекский милиционер или сотрудник ГАИ, ни даже пограничник не имеет права открывать опечатанную дверь. Как только печать открывают, об этом сразу становится известно заказчику и дальше можно не ехать. Так вот когда эта банда вскрыла по незнанию пару таких опечатанных машин, американское правительство сразу начало расследование, отчего и почему. А потом потребовали у узбекской стороны навести порядок.
Теперь по Узбекистану ездить безопаснее, чем по самой Америке, – засмеялся белорус.
… на дорогах очень часто встречались не только посты ГАИ, но и просто «прячущиеся в степи» автомобили хранителей порядка. Бывало, попросят удостоверение личности. Даешь им загранпаспорт, они покрутят его так и эдак… В общем, за разговорами и день почти пролетел. До Бируни добрались часам к 5 вечера. Оставшийся отрезок до Хивы мы доехали на пустом туристическом автобусе, который приятно удивил довезя до старого города. Но, о том, какими достопримечательностями богат маленький городок Хива мы обязательно расскажем в следующий раз.
Комментарии