Сила духа и вера в себя способны творить чудеса, доброта и открытость гораздо привлекательнее внешнего лоска, подлинное искусство говорит на универсальном языке, понятном каждому… Эти нехитрые истины, о которых мы часто забываем, воплощаются в творчестве «Театра движения Лик»

Удивительный коллектив единственного интегрированного театра в Средней Азии уже более 10 лет объединяет ярких талантливых актеров, большинство из которых живет с тяжелыми диагнозами. Нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ментальные и психические заболевания не мешают артистам раскрывать свой внутренний мир, выражать огромный спектр образов, мыслей и чувств в основанных на импровизации пластических спектаклях. Людей с инвалидностью принято называть людьми «с ограниченными возможностями», или того хуже – «неполноценными». Актеры «Лика» перевернут ваше представление о полноценности – возможности души неограниченны.

Двери театральной студии открыты для всех желающих, а студийцы – словно большая дружная семья. Лилия Севастьянова – создатель и художественный руководитель театра – прирожденный педагог. На регулярных многочасовых репетициях поблажек не получает никто, но при этом к каждому она находит свой подход, умея увидеть и раскрыть характер артиста. «Почему вы в танце оборачиваетесь друг на друга? Разве вы не научились видеть спиной, или слышать локтем?» – спрашивает она актеров, ничуть не шутя, потому что учит их владеть своим телом на новом, совсем ином уровне. Подниматься, как растущий цветок, наполнять каждый жест смыслом, чувствовать партнера и физически, и духовно. Во время импровизаций ведется совместный поиск личностных движений, и эти творческие находки составляют хореографическую ткань спектаклей. Сюжетной основой становятся истории самих актеров, их поиск себя и своего предназначения в жизни и социуме.

«Моя главная задача – предложить ребятам такие темы, которые побуждают их души работать и выходить на живой диалог друг с другом и со зрителем посредством «говорящих» жестов. Это не условные жесты, но они будут поняты всеми, так как выражают глубину того, что хочет высказать артист, – объясняет Лилия Павловна. – В этом смысле наши актеры – профессионалы, потому что знают, о чем и как говорить, и когда зритель смотрит на них, становятся неважны «особенности» ребят и вообще различия между людьми. Важна искренность и понимание тех значимых вещей, к которым мы все стремимся».

Для здоровых зрителей интегрированный театр – возможность пересмотреть свои ценности и бросить вызов самому себе: эти люди преодолели барьеры, воздвигнутые болезнью, а что сделал ты со своей жизнью? Для актеров же с инвалидностью «ЛИК» – путь самореализации, эффективная форма арт-терапии и еще один шаг к социализации. «Первоначально я пришла в театр, чтобы развиваться физически, но сейчас это огромная часть моей жизни», – рассказывает актриса Александра Плотникова, недуг которой – прогрессирующая мышечная дистрофия – требует регулярных занятий лечебной физкультурой. 



Благотворное влияние занятий в студии подтверждают врачи. Саша – приветливая, веселая, очень светлая девушка из числа тех, кто очаровывает с первых же минут общения. Мудрая и рассудительная не по годам, она, несмотря на первую группу инвалидности, учится на третьем курсе психологического факультета МГУ, и творческая жизнь в «Лике» помогает ей в овладении профессией. Судьбе Саши посвящен спектакль «Присутствие», представленный в сентябре 2013 года в Москве на Международном фестивале особых театров «Протеатр», собирающем лучшие интегрированные коллективы из разных стран. Кстати, «Лик» уже трижды лауреат этого фестиваля, как и ряда других.

«Я поняла, насколько театр важен для ребят, которые здесь занимаются. Во время импровизаций мы можем выразить то, что, возможно, никогда и нигде больше не сказали бы, – делится Саша. – Например, Валера Коган большую часть времени проводит дома, в инвалидной коляске. В театре же он не ощущает никаких препятствий, чувствует себя наравне с другими ребятами. У Валеры ДЦП, говорить он не может. Но спектакль «Из глубины воззвах к Тебе...», в центре которого – жизнь Валеры, дает ему возможность выразить  свое отношение к людям, к миру, свои внутренние переживания: мечты, надежды, стремления, поиск Истины. Спектакль длится час, и в течение этого времени Валера творит на сцене, а помогают ему профессионалы: Виктория Гордиенко, Илья Останин, Евгения Земцова, Руслан Ергашев, Ольга Останина, Камила Шамсутдинова, Вика Кузнецова, Наргиза Бакирова, Имиль Ангалышев  и другие актеры с инвалидностью и без.  Импровизация стала общим языком для всех наших таких разных ребят, трансформируя их физические ограничения в возможности иного, духовного порядка. То, что рождается у нас на репетициях, Лилия Павловна собирает, как паззл, в единое творение. Она каждому старается найти место в спектакле».



Первый опыт работы Лилии Севастьяновой в интегрированном составе имел место, когда она вела двухнедельные хореографические занятия во Франции: «Ко мне подошла девушка на костылях и спросила, может ли она присоединиться к тренировкам. Я ответила, что подберу упражнения, которые можно выполнять сидя: для плеч, запястий и так далее. А в результате отвела ей одной финальную сцену в спектакле. Я дала этой девушке тему для импровизации, и она стала подниматься, сначала внутренне. За этим внутренним движением поднялись ее руки, а вместе с ними и костыли, которые уже воспринимались как крылья. Именно тогда я увидела, что в настоящем театре неважно, как ты выглядишь, потому что зритель воспринимает актера на уровне души. А это значит, что даже в танцевальном спектакле может участвовать человек с несовершенным телосложением».

Деятельность «Лика» не приносит прибыли, так что держится на энтузиазме участников и помощи благотворительных акций и добрых людей. Лилия Павловна не только создает спектакли и обучает всех своих актеров, но и ведет организационные дела, поскольку пока нет возможности содержать творческо-административный штат. Наличие генерального спонсора открыло бы новые перспективы для театра, например, возможность чаще представлять спектакли, чтобы большее число зрителей могло соприкоснуться с уникальным искусством «Лика». 

Не имея собственного помещения, труппа играет 4-5 раз в год на сцене Русского драматического и других столичных театров. Всегда бесплатно. Всегда с полным аншлагом. Иногда поступают просьбы показать спектакли в лицеях и других учебных заведениях, чтобы абсолютно здоровые молодые люди, зачастую недовольные своей жизнью, увидели, как много могут создать те, на которых наше общество привыкло смотреть с жалостью. На спектаклях же первоначальное чувство жалости, а иногда и неприятия, постепенно перерастает в восхищение. Вовлекаясь в действо на сцене, зрители меняются: скептически настроенные ощущают, как смягчается сердце, тоскующие осознают надуманность своих проблем.


«Я рада, что во время спектаклей зрители проходят тот путь переосмысления, который лично у меня занял несколько лет. Сейчас для меня внешность или уровень интеллекта наших ребят не имеет определяющего значения. Главное – то, что они добрые и чуткие личности, – говорит Лилия Павловна. – Мне близко высказывание писателя Клайва Льюиса: «У тебя нет души. Ты – душа. У тебя есть тело». Такое мировоззрение способно помочь в преображении нашего мира.

Анастасия Мун