7-я встреча StartupMix: как это было

7-я встреча StartupMix: как это было

29 марта в Торгово-промышленной палате РУз состоялась седьмая встреча Startup Mix.  На этот раз презентации стартапов не было — были лишь выступления экспертов.
 
Первым спикером был Александр Кияев, который выступил с презентацией «Военно-исторический StartUp: проекты из глубины веков». На примере трех исторических событий Александр Евгеньевич разъяснил, какие принципы необходимо применять для успешного ведения Стартапа.
 
Первое событие — битва при Йене и Ауэрштедте, 1806 года. Главные силы во главе с Наполеоном вступили в битву с прусскими войсками при Йене и успешно выиграли сражение. А корпус под руководством французского маршала Даву, численностью 20 000 человек, атаковал и одержал победу над 60-тысячной прусско-саксонской армией под руководством герцога Брауншвейгского при Ауэрштедте. Итогом обеих битв стало сокрушительное поражение прусских войск.

Для достижения победы стартапер 19 века – маршал Даву — использовал следующие методы:
— учитывать, что даже тщательный сбор информации может не дать полного видения ситуации перед Startup;
— чем меньше ясна ситуация перед Startup, тем более тщательно надо проводить подготовку, предусматривая защиту от неблагоприятных последствий;
— длительное уточнение обстановки без решительных действий может привести к срыву Startup;
— при неясной общей ситуации правильное выполнение частных задач может обеспечить успешный Startup;
— ложное понимание ситуации не всегда приводит к провалу Startup;
— вложение средств в «проваливающийся» проект – лишний расход ресурсов;
— при Startup не забывать об обеспечивающих структурах.
 
Историческим событием, на базе которого Александр Кияев рассмотрел принципы ведения Стартапа, была осада замка Такамацу в Японии в 1582 году. Японский военачальник Тоётоми Хидэёси получил задание захватить замок, однако задание осложнялось тем, что замок Такамацу был окружен водой. Обычные методы захвата – военный штурм, длительная осада, отвод воды не гарантировали успешного захвата замка. Тогда Тоётоми Хидэёси решил применить принцип: «Кто нам мешает, тот поможет». В данном случае, вода, окружающая замок, должна была его погубить. Под руководством Хидэёси вокруг замка были возведены дамбы и устроены запруды, таким образом, вода залила долину, в которой находился замок, и гарнизон замка сдался.
 
Принципы Startup, успешно применимые при захвате замка:
— самая надежная система защиты может быть преодолена;
— все, даже самые хорошие (надежные), организации (системы, проекты) надо развивать (совершенствовать);
— любая система может не сработать;
— первая попытка Startup может быть неудачной. И это не повод отказаться от данного проекта вообще;
— рассматривать несколько вариантов Startup;
— изучать работу классиков (в разных сферах деятельности);
— обращать вред в пользу, преобразовывать недостатки в преимущества.
 
Третий рассмотренный случай – Усиление Македонии Филиппом Македонским, IV век до н.э. Филипп в детстве был передан в заложники фиванцам, однако время в плену он использовал для изучения основ военного дела и военной стратегии врагов. Когда Филипп пришел к власти, его основной целью было укрепление Македонского государства и создание новой македонской армии. Именно Филипп был создателем обновленной македонской армии и македонской фаланги. В сражениях древние греки использовали копья длиной около двух метров. При построении македонской фаланги Филипп предложил использовать несколько рядов воинов, вооруженных длинными македонскими пиками — сариссами разной длины, от 2 до 8 метров, таким образом, чтобы сарисса каждого последующей шеренги в фаланге была длиннее сариссы предыдущей шеренги. При подобном методе плотность использования копий была максимальной. В дальнейшем сын Филиппа, Александр, использовал эту тактику в своей армии при захвате новых территорий.
 
Для выполнения своей цели Филипп Македонский применял следующие правила:
— учиться надо и у конкурентов. Любой принятый работник может стать конкурентом;
— для Startup выбирать необычные методы работы, применять принципы, используемые в других сферах;
— к началу Startup иметь необходимые ресурсы (финансовые и пр.);
— для Startup создавать соответствующую организацию;
— внедрять на Startup инновации (средства и технологии);
— начинать Startup энергично и решительно;
— не прекращать развитие Startup;
— недостаточно высокие личные навыки персонала компенсировать слаженностью/ организованностью.
 
На основе этих наглядных примеров Александр Кияев посоветовал успешным и начинающим стартаперам воспользоваться принципами успешных стартапов, применимых в древности.
 
Следующим был Мансур Кучкаров с мини-отчетом по ранее описанному проекту Rancho.uz. 
Он сообщил, что за месяц вместо ожидаемых 120 заявок, они набрали 25. Неделю назад проект подключился и принимает оплату через систему Click.uz. За месяц сайт выдержал три хакерские атаки. Появились люди, готовые инвестировать в проект. Также Мансур добавил, что в рамках проекта планируется организовать услугу «баран в складчину», когда несколько людей смогут вложиться в одного барана.
 
Азиза Умарова, представитель ПРООН, выступила с презентацией «Административная реформа как необходимое условие внедрения электронного правительства». 
 
Азиза рассказала об истории создания и деятельности Центра единого окна, открытого при хокимияте Сергелийского района Ташкента при участии Узбекского агентства связи и информатизации и Программы Развития ООН в лице Проекта «Содействие Правительству Республики Узбекистан в формулировании и внедрении политики ИКТ для развития страны» («Политика ИКТ»).
 
Спикер сообщила о работе подобных центров в Сингапуре, Грузии, России. В нашей стране за основу была принята модель Центра единого окна во Вьетнаме. Целью Центра является оказание населению государственных услуг в интерактивной форме с применением информационно-коммуникационных технологий. Предлагается создать реестр на каждого гражданина, т.е. вся личная информация о гражданах будет храниться в электронном виде и, в случае необходимости, будет поступать в соответствующий государственный орган. Таким образом, при обращении гражданина в госорган, ему не придется многократно заполнять заявки, и срок решения вопросов будет сокращен до минимума. Это будет затрагивать любые сферы деятельности: жилищно-коммунальное хозяйство, социальное обеспечение, предпринимательскую деятельность, также получение паспорта, техпаспорта, быстрое получение багажа в аэропорту и т.д.
 
Работа в этой сфере предстоит огромная. Необходимо:
— определить орган, ответственный за реформу государственного управления;
— принять закон о государственных услугах;
— создать единый государственный реестр физических лиц и ПНФЛ (Персональный номер физического лица) для защиты данных;
— создать реестр государственных услуг.
 
ПРООН планирует провести ряд мероприятий в этой области. На вопрос о практической стороне проекта, Азиза ответила, что создание единого реестра физических лиц планируется завершить к 2015 году.

Участники встречи и представители Торгово-промышленной палаты активно включились в обсуждение доклада Азизы Умаровой. В частности, обсуждались вопросы создания законодательной базы. Также председатель ТПП, Алишер Шайхов, заявил, что к проекту внедрения электронного правительства необходимо привлекать деловые круги, так как бизнесмены просто сидят и наблюдают за происходящим. Из дальнейшего обсуждения выяснилось, что ряд предпринимателей уже подавали на рассмотрение правительства предложения об усовершенствовании некоторых систем оказания услуг, в частности систему обслуживания пассажиров в аэропортах. Однако этот проект был отклонен трижды, поэтому есть ли смысл предлагать какие-либо дополнительные нововведения в этой сфере. На что председатель ТПП возразил, что около 90% предложений, с которыми предприниматели обращаются в Торгово-промышленную палату, внедряются в жизнь.
 
К сожалению, обсуждение последнего доклада затянулось на длительное время, в связи с чем было решено перенести презентацию оставшихся трех проектов на другой раз. Будем надеяться, что в ближайшее время проведение встреч СтартапМикс продолжится в обычном режиме.
 
Алина Заннони

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.