ISIDA и ТашИУВ работают над предупреждением медицинских ошибок

ISIDA и ТашИУВ работают над предупреждением медицинских ошибок

Медицинские ошибки, допускаемые при постановке диагноза и назначении лечения, по статистике ВОЗ, наносят ущерб здоровью каждого десятого пациента в развитых странах. От дефектов медицинской помощи в стационарах США ежегодно умирает от 44 до 98 тыс. человек, что превышает количество смертельных случаев в результате автомобильных аварий, рака молочной железы или СПИДа.

На семинаре, организованном консалтинговой компанией «Ishonchli Davolash Amaliyot» (ISIDA) и Ташкентским институтом усовершенствования врачей (ТашИУВ) «Вопросы качества в здравоохранении и безопасности пациентов в практике и непрерывном медицинском образовании» с приглашением молодых преподавателей института и клинических ординаторов второго года, врачей из государственных и частных клиник обсуждались вопросы, связанные с повышением безопасности здравоохранения, методиках, позволяющих избежать ошибок при постановке диагноза и назначении лечения.
Проректор ТашИУВ Мунира Косимова отметила, что в здравоохранении ряда развитых стран создается система управления и предотвращения рисков. Поэтому данный семинар является важным событием для специалистов, особенно тех, которые только начинают свою профессиональную деятельность.

Директор компании ISIDA доктор Надира Муратова изложила эволюцию взглядов на проблему врачебных ошибок, историю развития культуры безопасности пациентов, статистику ВОЗ по врачебным ошибкам в развитых и развивающихся странах, и их причинах. Также докладчик ознакомила слушателей с опытом внедрения системы безопасности пацентов в клиниках США.

Ключевым условием безопасной медицины является изменение культуры, регистрация и открытое обсуждение ошибок с целью выявления и устранения их причин.

Переломным моментом в изменении отношения медиков США к проблеме безопасности стало принятие в 2005 г. федерального закона «The Patient Safety and Quality Improvement Act» (Безопасность пациента и действия по улучшению качества), направленного на повышение качества медицинской помощи и создание системы анализа причин возникновения неблагоприятных исходов, предусматривающей добровольную отчетность о случаях причинения вреда здоровью пациентов.

Закон США запрещает руководителям учреждений здравоохранения и аккредитационным комиссиям применять санкции к сотрудникам, признавшимся в ошибке. Исключением является нарушение уголовного или иного законодательства. В результате количество сообщений о медицинском вреде возросло в 5 раз.

Медицинский атташе и Консул Посольства Японии доктор Шизуко Матсуока сообщила молодым специалистам ключевые моменты конвенций, которыми руководствуются врачи всего мира: Женевская декларация Всемирной медицинской ассоциации 1948 года и Лиссабонская Декларация прав пациента, принятая в 1981 году, и пересмотренная в 2005, в которых заложены основы культуры безопасности пациентов.

Матсуоко напомнила о медицинские ошибках, допущенных в клиниках Японии, которые заставили Министерство здравоохранения, труда и благосостояния Японии начать программы по внедрению безопасности пациентов в практику.

Доцент Марианна Красненкова сообщила участникам семинара о статистике врачебных ошибок в хирургической практике и  практических вопросах внедрения системы безопасности пациентов в анестезиологической и хирургической службах на основе внедрения проверочных листов Гарвардской медицинской школы для операций, контрольного периоперационного листа Великобритании. Существуют и другие чек-листы, которые разработаны и рекомендованы ВОЗ для применения в целях обеспечения безопасности пациентов в таких отраслях, как хирургия, анестезиология и интенсивная терапия. Она также ознакомила слушателей с возможностями дистанционного мониторинга пациентов, находящихся на интенсивной терапии.

Доцент Лобар Мирварисова информировала слушателей о специфике  взгляда на качество медицинских услуг с точки трех сторон оказания медицинских услуг: врача, пациента и организаторов здравоохранения, в том числе контролирующих органов.

Если с позиции врача качество определяется, как соответствие оказываемых услуг современным технологиям, клиническим протоколам, то пациент, часто в силу сложившихся стереотипов ждет от врача, то, к чему он/она привыкли в течение длительного времени, но что уже давно не входит в рекомендуемые схемы лечения. Поэтому, зачастую, потребитель медуслуг может оценивать работу врача, как некачественную, хотя это не всегда соответствует действительности. И здесь необходима работа по повышению осведомленности людей о современных рекомендациях медицины, чтобы изменить их представления и требования.

С точки зрения организаторов здравоохранения, в том числе различных проверяющих, качество определяется как соответствие предоставленной помощи государственным требованиям стандартов, нормативов, клинических протоколов, другим нормативным актам и регулирующим документам.

В результате проведения пилотного проекта по внешнему контролю качества медицинских услуг для учреждений первичного звена здравоохранения, родовспоможения и ЛПУ районного уровня показатели, по которым оценивались учреждения, были улучшены.

На семинаре подчеркивалась необходимость повышать осведомленность пациентов о современных методах профилактики, лечения и диагностики, важность вовлечения потребителей медицинских услуг в процессы принятия решений и повышения их ответственности за свое здоровье.

По результатам семинара планируются мастер-классы и семинары для всех специалистов по различным аспектам безопасности пациентов.

На следующих этапах к семинарам на данную тему будут привлечены другие специалисты, в том числе юристы, специализирующиеся на медицинском праве, фармацевты, представители практического здравоохранения, а также сами пациенты, которые могут и должны внести вклад в совершенствование оказания качественных медицинских услуг. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.