Кто? Где? Кого?

Кто? Где? Кого?

Образование – это самое мощное оружие, которое вы можете использовать, чтобы изменить мир.Так сказал Нельсон Мандела. Восточный мудрец аль-Фараби в своем Трактате о взглядах жителей добродетельного государства считал, что во главе добродетельного государства стоят правители-философы.

Председатель Института Центральной Азии и Кавказа при Университете им. Джонса Хопкинса в Вашингтоне Фредерик Старр в своей недавно опубликованной книге обращает внимание на то, что средние века в Центральной Азии были золотым веком просвещения.

В период с 800 по 1200 годы Центральная Азия лидировала в мировой торговле и экономическом развитии, в размерах и изощренности строения ее городов, изысканности ее искусств, прогрессе знаний во многих сферах. Центральноазиатские народы обеспечили определяющие прорывы в астрономии, математике, геологии, медицине, химии, социальных науках, философии и теологии и других науках. Они дали алгебре ее имя, с беспрецедентной точностью посчитали диаметр Земли, написали книги, определившие европейскую медицину, создали уникальную поэзию.

Один из этих ученых даже предсказал существование Северной и Южной Америки – за пять веков до Колумба. Редко в истории более впечатляющая группа эрудитов появлялась в одном месте и в одну эпоху. Не удивительно, что их произведения повлияли на европейскую культуру со времен св. Фомы Аквинского вплоть до научно-технической революции и оказали глубокое влияние в Индии и большей части Азии.
Это мнение американского ученого я привел для того, чтобы поднять вопрос о том, как воспитывать и растить современных Аль-Бируни, аль-Фараби, Улугбеков, Ибн Сино…

Я хотел бы сконцентрироваться на высшем и пост-высшем образовании. Университет – это одновременно высшее образовательное и научное учреждение,  одним из главных принципов деятельности которого должен быть принцип синтеза науки и образования. Поэтому университет должен одновременно давать знания и вести исследования.

Определяющими являются вопросы «Кто учит, где учит, кого учит и как учит?». Это вопросы о квалификации преподавателя, условиях среды образования, особенностях обучаемых и методах обучения. Это означает, что надо постоянно совершенствовать весь процесс образования в университете по всем направлениям.

Например, не каждый преподаватель является высококвалифицированным специалистом или ученым; или наоборот, не всякий даже сильный ученый может быть хорошим преподавателем. Кроме того, было бы полезно, если бы студенты оценивали уровень преподавателя по тем занятиям, которые он проводит.

Руководство университета должно постоянно интересоваться состоянием библиотек, техническим оснащением факультетов, условиями проживания в общежитиях, наличием книжного магазина, работой транспорта, столовых, а также внешним видом всего кампуса. Например, даже такая деталь, как установка по всей территории кампуса скамеек, заметно улучшило бы среду образования. Надо, чтобы университет был не только местом обучения для студентов, но и вторым домом и подлинной альма-матер.

Я бы также предложил устанавливать размер стипендий для студентов на основе новой рейтинговой системы. В настоящее время размер стипендии определяется из простого принципа: есть три уровня стипендии – для отличников, для хорошистов и для троечников. Но ведь баллы на зачетах и экзаменах студентам ставятся не по пятибалльной шкале, а по стобальной. Соответственно, и успехи студента должны оцениваться на основе действительного среднего рейтинга.

Студенты и преподаватели должны находиться в постоянном взаимодействии. Они должны больше общаться, сотрудничать. Преподавателям следует чаще приобщать студентов к своим научным работам. Тогда и у преподавателя будет усиливаться ответственность перед своими студентами, и он будет лучше преподавать свой курс, а у студента будет возрастать интерес к предметам.

Наконец, надо улучшить систему поощрения преподавателей и ученых университета и в целом оживления научной и образовательной деятельности при помощи конференций, зарубежных поездок. В ведущих университетах мира введена такая система: если преподаватель публикует свои статьи в известных научных журналах или делает доклады на международных конференциях, то он получает дополнительную премию. Я думаю, такую же систему можно было бы ввести и в наших университетах.

В настоящее время существует правило, по которому поездка ученого из университета за рубеж, например, на конференцию должна получить одобрение и согласование на уровне МИДа республики. Ученый, который хочет поехать в командировку за рубеж, должен пройти многоэтапный процесс согласования, чтобы получить соответствующее разрешение у декана,  ректора, в университетской комиссии, в Министерстве высшего и среднего специального образования, в МИД, где после соответствующих согласований выносится вердикт – разрешить или нет.

Вся эта процедура занимает около трех недель. Нелепость такой процедуры очевидна. Кроме того, при всей полноте предоставленных документов, ни в Министерстве, ни тем более в МИДе лица, рассматривающие заявление конкретного ученого из университета, не могут быть компетентными в вопросе выдачи разрешения ему на научную поездку. Они не могут быть компетентными одновременно и в биологии, и в физике, и в истории, и в социологии и т.д., чтобы квалифицированно принять решение о целесообразности участия ученого в международной конференции.

Я думаю, руководство университета должно иметь право самостоятельно решать вопрос о научной поездке своего сотрудника за рубеж. Это заметно ускорило бы рассмотрение заявления, повысило бы авторитет университета и тягу ученых работать в нем. Судьба участия ученого в международной конференции или другом международном научном мероприятии не должна зависеть от субъективной точки зрения чиновников бюрократических структур.

Важнейшей задачей высшего образовательного учреждения является демонстрация и привитие учащимся принципа академической свободы. Это понятие имеет глубокий и широкий смысл: свободу выбора студентом темы и научного руководителя для своей дипломной работы; свободу выбора метода исследования и защиты своих научных позиций; деидеологизацию академической деятельности; эффективное сочетание индивидуального исследования с презентациями результатов работы на семинарах и конференциях; активное вовлечение к сотрудничеству негосударственных научных и образовательных центров.

Следует особо остановиться на вопросе о негосударственных образовательных учреждениях (НОУ), которые осуществляют свою деятельность в области пост-университетского образования. Эта область называется повышением квалификации специалистов и работников.

 Для ведения образовательной деятельности НОУ должны получить соответствующую лицензию от Государственного тестового центра. Но в этом заключается парадокс лицензирования НОУ. Дело в том, что в отличие от среднего и высшего образования, где существуют государством установленные стандарты образования, которые в обязательном порядке следует соблюдать школам и университетам, сфера повышения квалификации не может быть столь жестко регламентирована в силу того обстоятельства, что по определению она не может ограничиваться установленным стандартом.

Повышение квалификации – это постоянно обновляемый процесс, который развивает, дополняет и расширяет тот относительно стабильный стандарт образования, который дают школы и университеты. Другими словами, повышение квалификации по определению не может быть жестко стандартизировано.

Отсюда вывод: если даже невозможно в настоящее время отменить лицензирование деятельности НОУ, то следует хотя бы смягчить условия выдачи лицензии на основе разрешительного принципа. Основой такого подхода должно стать признание, что всякое новое знание в определенной области науки есть развитие и обогащение тех знаний, которые получены студентом в университете и уже в силу этого, является повышением квалификации.

Кроме того, поскольку новые знания и разработки появляются в науке постоянно, то тренинги и курсы по повышению квалификации тоже находятся в постоянном развитии и не могут быть зафиксированы в определенных процедурных правилах лицензирования деятельности НОУ. Образовательная и научная деятельность в университете, дополненная образованием в рамках НОУ, должны стать единым процессом.
Более того, государственная и негосударственная части единой образовательной системы страны должны находиться в отношения взаимного обмена и сотрудничества, чего сегодня нет – с одной стороны, мы говорим о создании системы непрерывного образования граждан, с другой стороны, разделяем их подсистемы – государственное и негосударственное образование.

Приведенные рассуждения о пост-высшем образовании, которое обеспечивается во многом НОУ, считаю очень важными и дальнейшая либерализация сферы НОУ стала бы существенным вкладом в реформирование всей системы образования в Узбекистане.

Фарход Толипов, политолог,
специально для Anhor.uz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.