О бедной информационной грамотности замолвите слово
Языки пламени от пожара в Ташкентской области, видимые из Ташкента стали топом обсуждений вчерашнего вечера. Выдвигались разные версии о месте локализации пожара и о горящем объекте.
Соцсети заполонили снимки и видео. До момента выяснения всех обстоятельств, в группу «Потребитель.уз» с момента возгорания (21.00) в течение трех часов о случае написало около 50 человек . При этом каждый из этих пятидесяти создавал новый пост о пожаре, это помимо основного оставленного модераторами поста, под которым собралось более тысячи комментариев, и порядка 250 лайков.
Понятно, всем хочется подробностей и деталей о ЧП. И некоторые участники группы их «проясняли». Делились «стопроцентной информацией» и выкладывали фото «с места происшествия». О фото хочется сказать отдельно.
Некоторые участники загружали фото недавних взрывов в Китае, выдавая их за фото взрыва газопровода в Ташобласти. Отрадно, что некоторые участники группы поняли, что эти фотографии попросту фейк. Какими мотивами руководствовались те, что загружали фейковые фотографии – остается только догадываться.
Как разпознать фейковые фотографии? Открываем поисковик Гугл, в правом углу нажимаем кнопку Images (Картинки) и загружаем фотографию, либо указываем ее адрес. Две секунды и поисковик выдаст ответы с первоисточниками данной фотографии. Именно так, думается, и вычислили участники группы «Потребитель.уз», что фотографии ведут никак не в Ташобласть, а в Китай. Хорошо, если так. Значит, эти участники обладают базовыми навыками цифровой грамотности и умеют ориентироваться в медиапространстве.
В Великобритании, например, цифровую грамотность предлагают сделать основным предметом, наряду с математикой и английским.
Согласно «Википедии», грамотный в цифровом отношении человек обладает навыками оценивания и поиска информации, а также критическим мышлением. Это помимо знания компьютера и соцсетей.
В то время как информация становится все более фрагментированной, цифровая грамотность может также предотвратить людей от веры в мистификации или манипуляции с фотографией. Мошенничества с электронной почтой и фишинг чаще происходят с неграмотными в цифровой сфере людьми.
Гиперссылки же используются, чтобы читатель мог получить наиболее полную картину происходящего.
Марк Пренски, писатель и популяризатор технологий обучения и просвещения, изобрел термины «цифровой абориген» и «цифровой иммигрант». «Абориген» — это тот, кто родился в цифровую эпоху. «Цифровые иммигранты» — это люди, которые родились до начала цифровой эпохи.
Поняла, что сама «цифровой иммигрант»,
Дана Опарина,
специально для Anhor.uz.
Комментарии