COVID-19 как пандемия дезинформации и разжигания ненависти: как предотвратить?

COVID-19 как пандемия дезинформации и разжигания ненависти: как предотвратить?

Слухи, фальшивые новости и теории заговора о COVID -19 распространяются в Интернете с большой скоростью. Они угрожают здоровью людей, дискредитируют общественную деятельность, обесценивают профилактические меры, создают почву для всплеска стигматизации, языка вражды и преступлений на почве ненависти в отношении различных групп и национальностей.

На сегодняшний день можно выделить два типа недостоверной информации. Дезинформация – представляет собой ложную информацию и направлена на причинение ущерба. Неверная информация/Мисинформация.

Особо популярными становятся «джанк-новости»/«junk news» – низкокачественная информация, часто подстрекательского характера, которая распространяется по социальным сетям.

Для создания иммунитета к подобному контенту необходимо повышать уровень медиа и информационной грамотности молодых людей, прививать им критическое мышление и навыки фактчекинга.

Онлайн-пространство должно оставаться открытым для выражения несогласия

В этом контексте образование играет важную роль в минимизации этих рисков и поощрении позитивных ценностей и прав человека путем образования молодых людей, а также педагогов и родителей в сфере цифровой гражданственности, чтобы помочь им ориентироваться в онлайн-пространстве.

Важно, чтобы онлайн-пространство оставалось открытым для выражения несогласия, но менялись по своей природе. Очистка интернета и социальных сетей от вредного контента вызывает больше негативных реакций и может рассматриваться как временное решение.

Более плодотворным является создание пространств и возможностей для выражения здоровых мнений, изменение токсичных пространств, организация кампаний, направленных на солидарность и сопереживание.

Когда люди имеют доступ к нужной информации, чувствуют, что их голоса и законные претензии услышаны и приводят к значимым изменениям, они менее восприимчивы к другим, менее цивилизованным средствам выражения мнений.

Граждане, особенно молодежь иногда проявляют ограниченный интерес к традиционному научному содержанию, связанному с государственными процессами, но готовы участвовать в решении правовых и социальных вопросов, если их в этом заинтересовать.

На глобальном уровне важно продвигать открытые решения, нацеленные на всеобщий доступ к информации и знаниям, также открытые ресурсы, вебинары, коммуникационные инструменты и публикации в ответ на COVID-19.

Онлайн-инструменты для образования по теме Covid-19

С целью уменьшения рисков последствий COVID-19 полезны следующие ресурсы в области образования:

Verified – инициатива Организации Объединенных Наций в сотрудничестве с Purpose, направленная на предоставление доступа к жизненно важной информации, советам, основанным на фактах, и историям о настоящих героях.

Делясь достоверной информацией о COVID-19, представленной на Verified со своими друзьями, родными и подписчиками в социальных сетях люди ежедневно
могут делать важный вклад для спасения жизней и борьбы с дезинформацией.

The Digital Civics Toolkit – это набор ресурсов для педагогов, призванный поддержать молодежь в изучении, признании и серьезном восприятии гражданского потенциала цифровой жизни. Инструментарий опирается на исследования Макартурской исследовательской сети по вопросам молодежи и партисипативной политики.

В целом, новые образовательные подходы для борьбы с дезинформацией и разжиганием ненависти основываются на повышении медиа и информационной грамотности, ценностно-ориентированном образовании, прививании навыков сопереживания, обучении критическому мышлению.

Новые подходы стремятся к обеспечению Цели устойчивого развития  4 – Качественное образование. Одна из задач цели – обеспечить к 2030 году овладение всеми учащимися знаний и навыков, необходимых для содействия устойчивому развитию, в том числе, посредством образования в интересах устойчивого развития и устойчивого образа жизни, прав человека, гендерного равенства, поощрения культуры мира и ненасилия, глобальной гражданственности и признания культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие (задача 4.7).

Материал подготовлен на основе информации вебинара ЮНЕСКО и вебинара Офиса ЮНЕСКО в Алматы, которые проводились в рамках серии вебинаров ЮНЕСКО, посвященных ответным мерам на COVID-19 в образовании.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.