Таможенная обработка международных курьерских грузов. Из Навои в Ташкент

Таможенная обработка международных курьерских грузов. Из Навои в Ташкент

В сентябре 2019 года из Навои в Ташкент была оперативно перенесена таможенная обработка курьерских грузов. Как объяснил начальник таможенного поста в аэропорту «Навои» – это временная мера, связанная с отсутствием в огромном навоийском карго-терминале надлежащих условий и необходимых технических возможностей для работы таможенных органов именно по обработке таких специальных грузов, как международные курьерские отправления (МКО). Почему обработка МКО обязательно требует особых условий, и какие именно нарушения наиболее часто становятся причиной приостановления грузов до выяснения обстоятельств, а иногда и выливаются в уголовные дела – об этом журналистам рассказали в рамках пресс-тура на закрытую территорию таможенной обработки МКО в Ташкенте.
 
 Где в Узбекистане досматриваются МКО из более чем 180 стран мира
 
В Узбекистане таможенная обработка международных курьерских и почтовых отправлений осуществляется в специальных таможенных зонах, оборудованных по всем правилам таможенной обработки с обязательным условием практически тотального видео-наблюдения с прямой трансляцией в заинтересованные органы, в том числе в отделы собственной безопасности и отдел по борьбе с коррупцией Центрального аппарата ГТК. Так, международные почтовые и курьерские отправления, поступающие в адрес «Узбекистон почтаси» через все виды транспорта, обрабатываются на таможенной территории Центрального вокзала (северный). Остальные МКО из 189 стран мира, прибывающие посредством авиасообщений и автотранспорта, поступают на таможенный пост «Главпочтамт» ВЭД, который с февраля 2016 года базируется на современно-оборудованном складе «CPT-pochta» в непосредственной близости от столичного международного аэропорта.
 

До недавнего времени, в период с сентября 2018 года по сентябрь 2019 года, после того как в августе 2018 года с целью разгрузки столичного аэропорта чартерные грузовые рейсы из Турции были переведены в МИЦЛ «Навои», таможенная обработка МКО проводилась также и на территории аэропорта «Навои». Там таможенный контроль МКО стал осуществляться в огромнейшем грузовом терминале площадью 1 гектар, который изначально был обустроен под доставку, выгрузку и обработку крупных партий коммерческих карго-грузов.
 
Досмотр МКО временно перенаправлен из Навои в Ташкент
 
В сентябре 2019 года, в связи с тем, что дирекция аэропорта «Навои», взявшая на себя обязательства, не смогла обеспечить надлежащих условий для осуществления полноценного контроля, обработки и оформления курьерских отправлений, работу таможенного поста по обработке МКО были вынуждены временно приостановить и перенаправить в Ташкент.
 
На данное время весь международный курьерский груз, прибывающий в аэропорт «Навои» из Турции, перегружается в автотранспорт, пломбируется и под контролем перенаправляется в столицу на оборудованный по всем жестким правилам таможенный пост «Главпочтамт» ВЭД для прохождения обязательного досмотра. Груз, прошедший обработку, далее распределяется курьерами по адресатам в пределах столицы или вывозится в области Узбекистана. Согласно статистике, большая часть от общего числа получателей МКО находится именно в Ташкенте.
 
«Навоийским» курьерам обеспечили специальную пониженную ставку

 
Стоит отметить, что после перевода МКО из Навои в Ташкент для таможенного досмотра, специально для навоийских курьеров-грузополучателей была установлена пониженная ставка в размере 450 сумов без НДС за обработку килограмма груза в пределах рабочего времени на период, пока в Навои не создадутся соответствующие условия. Эта стоимость включает в себя погрузочно-разгрузочные работы, обработку груза, а также бесплатную в течение первых 3 суток стоянку и охрану опломбированных автомашин с МКО. После трех дней курьеры уже сами оплачивают простой машин на стоянке таможенного склада в размере около 100 000 сумов в сутки в зависимости от тоннажа, так как в основном машины простаивают из-за отсутствия по вине курьеров предварительной декларации или других документов, необходимых для прохождения таможенного досмотра. Для всех остальных курьерских отправлений, поступающих на ташкентский «Главпочтамт» ВЭД в обычном режиме из 189 стран мира, остался прежний тариф 775 сумов без НДС, который не менялся с 2016 года.
 
Без надлежащих условий таможенный досмотр невозможен

 
Во время выезда журналистов в Навои, начальник таможенного управления в навоийском аэропорту Жасур Ишонкулов отметил, что вопрос о создании необходимых условий в зоне таможенного досмотра МИЦЛ «Навои» ставился перед дирекцией аэропорта несколько раз, в том числе в апреле 2018 года, когда был обнародован Указ президента «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы РУ».
 
Но до сих пор в терминале аэропорта «Навои» отсутствует важное – изолированная стерильная зона для проведения таможенного контроля, обработки и оформления МКО, а также не оборудованы отдельные места для хранения приостановленных таможней грузов и не до конца созданы соответствующие условия для работы сотрудников таможенного поста.
 
Также остается открытым вопрос о наличии в зоне таможенного досмотра аэропорта «Навои» необходимого количества специальных камер видео-наблюдения с прямой трансляцией изображений в специальные органы Центрального аппарата ГТК и с возможностью архивирования данных на срок не менее 3 месяцев.
 
И такие онлайн-камеры, как и все вышеперечисленное, являются необходимой составляющей прозрачности процесса таможенной обработки. В этом журналисты смогли не лишний раз убедиться после общения с сотрудниками таможенного поста во время пресс-тура на ташкентский «Главпочтамт» ВЭД, оборудованный по всем правилам обработки МКО.
 
Для сравнения: статистика зафиксированных нарушений
 
Во время пресс-тура было озвучено, что за целый год во время досмотров на таможенном посту по обработке МКО в аэропорту «Навои» зафиксировано около 40 правонарушений: контрафактная продукция на 185 млн. сумов. Тем временем, только за 15 дней в сентябре этого года, после того, как МКО из Навои стали поступать в Ташкент, был конфискован контрабандный и запрещенный товар на сумму 86 млн. сумов, зафиксировано 13 случаев незадекларированных грузов из Турции, взысканы таможенные платежи в размере свыше 700 млн. сумов за коммерческий товар, обозначенный курьерами как товар «для личного пользования» во избежание уплаты пошлин.
 
Как известно, в июле 2018-го года были введены изменения в таможенные нормы по беспошлинному ввозу товаров в адрес физических лиц в зависимости от вида отправлений: почтовых и курьерских. Ранее действовала единая норма и для почтовых, и для курьерских отправлений (1000 долларов в месяц). Теперь предельная норма разового почтового отправления из-за рубежа эквивалентна 100 долларам США, а для курьерских отправлений – 1000 долларов США. Также имеется Постановление, которое обязывает операторов и провайдеров почтовой связи предварительно информировать таможенные органы о товарах, поступающих в адрес физических лиц. Для этого была внедрена специальная система, позволяющая в электронном виде заранее предоставлять следующую информацию: ФИО получателя, его адрес, серия и номер паспорта либо ИНН, наименование оператора или провайдера почтовой связи, страна отправителя, описание отправления и его стоимость.
 
Почему таможенники приостанавливают курьерские грузы
 
В рамках пресс-тура на ташкентский «Главпочтамт» ВЭД сотрудники таможенного поста подробно рассказали журналистам о том, как с помощью современных систем сканирования и видео-отслеживания они обнаруживают нарушения, а также , какие меры они предпринимают по отношению к недобросовестным курьерам или отправителям МКО. Таможней ведется активная борьба с контрабандой, под которой подразумеваются в том числе коммерческие грузы, позиционируемые как «грузы для личного пользования» с целю попытки завезти их в страну без уплаты надлежащих пошлин.
 
Так, начальник поста «Главпочтамт» ВЭД Шерзод Бакиев привел в пример несколько реальных случаев. Например, в ходе таможенного досмотра инспекторами таможни были временно приостановлены одинаково укомплектованные 180 посылок, которые вызвали подозрения во время прохождения через рентген-оборудование. Примечательно, что все поступающие посылки проходят через специальное оборудование, которое «сканирует» содержимое и выявляет наличие запрещенных предметов (золото, валюта, наркотические вещества), а также однородные посылки. При этом, посылки были адресованы на разных граждан, и стоимость каждой была явно заниженной. В ходе выяснения обстоятельств были опрошены все 180 получателей, которые пояснили, что отношения к данным посылкам не имеют. В тоже время было выявлено, что эти граждане ранее находились на территории Турции и отдыхали в одной и той же гостинице, в связи с чем возникло предположение, что отправители груза воспользовались паспортами граждан без их ведома. Дело было передано в прокуратуру, возбуждено уголовное дело.
 
Информационные системы таможни и налоговой вскоре будут синхронизированы
 
Начальник поста «Главпочтамт» также объяснил суть предварительного декларирования МКО через электронную систему, куда курьеры обязаны вносить все требуемые данные. Если в адрес одного и того же физического лица в течение квартала поступают товары стоимостью, превышающей установленную норму, программа автоматически об этом сигнализирует.
 
Также система позволяет выявить расхождения в индивидуальных данных, когда, например, используется один и тот же номер паспорта, но имена и фамилии получателей указываются разные. Журналистам показали распечатки, сгенерированные системой, где видны реальные факты таких нарушений.
 
Таможенники обратили особое внимание журналистов, что в ближайшее время система данных Государственного таможенного комитета будет синхронизирована с аналогичной системой Государственного налогового комитета. Впоследствии информация о гражданах, которые в целях дополнительного заработка участвуют в контрабандных схемах и предоставляют свои паспортные данные для получения партий коммерческого груза, поступит в налоговую службу, и они будут вынуждены платить налоговые отчисления согласно законодательству.
 
Будущее электронной коммерции или запретительные меры?
 
В настоящее время международными курьерскими отправлениями в Узбекистане занимаются порядка 120 местных и зарубежных компаний. В том числе представительства таких крупных игроков рынка, как Feedex, DHL и другие, которые, как правило, четко следуют законодательству в стране пребывания. Сфера электронной коммерции, активно развивающаяся во всем мире, позволит говорить о новых возможностях для страны в плане увеличения объемов и географии не только импорта товаров народного потребления, но и экспорта отечественной продукции. Поэтому сейчас, на этапе развития этого направления, важно создать условия и четко определить правила для всех участников: как для работников сферы услуг, так и непосредственно для проверяющих органов. И, главное, необходимо обеспечить максимальную прозрачность всех этих процессов. Иначе, как было озвучено в рамках пресс-тура, таможня будет вынуждена бороться с нарушителями через запретительные меры, например, снизив беспошлинный порог для ввоза МКО с ежеквартальной нормы в 1000 долларов США до 25 долларов США единоразово. А это значит, что при покупке товаров, превышающих по стоимости 25 долларов, потребитель не будет оплачивать пошлину только с 25 долларов, а вот в части остальной суммы придется дополнительно раскошелиться. Разве мы все к этому стремимся?
 
Камиль Исламов,
Севара Дададжанова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.