Пандемия COVID-19 и вынужденный переход на дистанционное обучение обнажил проблему неравенства в сфере образования — особенно остро вопрос встал перед семьями из экономически уязвимых районов Узбекистана. Школьные учителя, которых на начало 2019-2020 учебного года в республике насчитывалось чуть более 500 тыс, способны помочь отстающим детям догнать своих сверстников, считают эксперты.  
 
В 2018 году президент Шавкат Мирзиёев, инициировав масштабные реформы в сфере народного образования, распорядился повысить престиж профессии школьного учителя. В том же году за педагогами и членами их семей законодательно закрепили право на получение льготных кредитов. Кроме этого, за последние несколько лет размер заработной платы учителей вырос в 2,5 раза. С прошлого года педагогов освободили от необходимости составлять ежедневные поурочные конспекты и годовые календарно-тематические планы, и этот шаг также нацелен на повышение привлекательности профессии.


 
В 2020 году Узбекистан начал поэтапное внедрение системы профессионального лицензирования для школьных учителей. Для отбора квалифицированных педагогов, обладающих необходимыми знаниями и навыками для работы с детьми, учителя будут в обязательном порядке проходить сертификацию каждые пять лет. Повышение педагогического мастерства, в конечном итоге, сыграет роль в преодолении разрыва между уровнем образования городских детей и школьников из менее развитых в социально-экономическом плане регионов.
 
Эксперты в области образования в этой связи предлагают готовить кадры в педагогических вузах на контрактной основе — чтобы молодой специалист после получения диплома был обязан несколько лет отработать в школе, находящейся в отдалении от центра. При этом молодым учителям в соответствии с проводимой президентом политикой рекомендуется предоставить, например, социальное жилье, льготы по оплате комуслуг, а также зарплату с возрастающим коэффициентом.
 
Родительское сообщество будет приветствовать инициативу. Как в отдаленных кишлаках, так и в столице жители нередко жалуются на нехватку в школах учителей-предметников по физике, химии, математике, биологии. Родители опасаются, что пробелы в изучении этих предметов скажутся на будущих возможностях детей поступить в вуз и продолжить образование по желаемому направлению.
 
Интервью со школьниками и их родителями проводились в декабре 2020 года исследователями, сотрудничающими с ОФ «PaperLab», в рамках проекта «Новые грани образовательного неравенства в странах Центральной Азии: от измерения проблемы к изменениям политик». Содержание работы отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения донора. Медиапартнером проекта выступает Международный центр журналистики MediaNet.