Автопром: от разнообразия брендов выиграет потребитель
Людям, впервые приехавшим в Узбекистан, бросается в глаза однообразие автомобилей на дорогах – львиная доля рынка принадлежит GM Uzbekistan.
Вопросов к фактическому монополисту у граждан страны накопилось много: и проблемы завышенных цен, и существовавшая до недавнего времени коррупция, и сроки ожидания машин.
Нельзя сказать, что руководство GM не реагировало на жалобы — за последнее время компания сократила период поставки купленных машин, практически ушли в прошлое «шапки» за покупку, и, самое главное, значительно увеличилось производство автомобилей.
Сейчас американская General Motors объявила об избавлении от узбекских активов — концерн продает «Узавтосаноату» доли в Асакинском автомобильном заводе и производстве двигателей GM Powertrain Uzbekistan.
Выиграют или проиграют простые граждане от бизнес-пертурбаций пока непонятно.
Более интересными для автомобилистов оказались анонсированные изменения модельного ряда — GM за последний год объявила о прекращении производства «Каптивы», «Матиза» и «Орландо».
На смену им пока пришла только одна новая модель — кроссовер Chevrolet Tracker, который планируется запустить в производство уже в этом году. Однако обновление модельной линейки не разбавит бесконечный поток машин с желтым крестиком на решетке радиатора.
Вопросы к узбекским монополиям у руководства страны возникли давно, и президент страны, и Кабинет министров постепенно лишают монополистов преференций, допуская на узбекский рынок зарубежных конкурентов.
В республику начали активно приглашать иностранных автопроизводителей. За последний год о развертывании производств в стране заявили корейский Hyundai, французский Peugeout Citroen и немецкий Volkswagen.
Самые большие надежды возлагались на корейцев — когда стало известно о строительстве завода компании в Узбекистане, по соцсетям пронеслась волна ликования, связанная с разрушением монополии GM. Однако пресс-служба концерна сразу же заявила, что речь идет о грузовиках, автобусах и вилочных погрузчиках, а не легковых машинах.
Не порадовали и французы — Peugeout решил двинуться на рынок коммерческих грузовых авто. Планируется, что на новом заводе, который построили в рекордные сроки, будут собирать коммерческий транспорт: пассажирские микроавтобусы и машины скорой помощи, которые постепенно заменят «Дамасы».
Успешно прорваться на рынок легковых автомобилей удалось только немцам — концерн начнет собирать модель Amarok в Самаркандской области уже в следующем году. Но пикапы премиум-класса не особо нужны городским жителям, да и ценник кусается.
Смешанную стратегию решил избрать российский АвтоВАЗ – компания намерена создать производство комплектующих в стране, но о полноценном производстве речи пока не идет. Однако россиянам удалось добиться таможенных льгот, и продажи бренда начали расти.
Несмотря на скромные абсолютные цифры по продажам LADA в Узбекистане — за полгода продано всего 785 автомобилей— это уже втрое больше чем за аналогичный период прошлого года, а по итогам 2018-го Волжский автозавод намерен преодолеть планку в 4 тысячи проданных в республике авто.
Удалось зайти на рынок Узбекистана и казахстанской компании Astana Motors – она будет экспортировать легковые автомобили Hyundai казахской сборки по льготным таможенным правилам.
«Узавтосаноат» также не остается в стороне от международной кооперации – руководство концерна приняло решение о началах продаж автомобилей Ravon внутри страны – до этого все машины под этим брендом шли исключительно на экспорт.
Иностранные компании активно наращивают поставки в Узбекистан и различными путями выходят на рынок страны. Причем европейские и азиатские бренды предпочитают долгосрочную программу развития с созданием собственных производственных мощностей в стране и с прицелом на рынки соседних стран и России.
В любом случае в выигрыше остается Узбекистан: новые игроки на автомобильном рынке республики подстегнут здоровую конкуренцию в этом секторе экономики, предоставят гражданам более разнообразный выбор и создадут новые рабочие места.
Комментарии