Борьба с бомбилами – нужен системный подход к проблеме
В середине февраля столичные власти объявили войну незаконным перевозкам пассажиров, и в частности «бомбилам», несмотря на то, что они покрывают практически 80% всех перевозок автомобилями в Ташкенте.
Наш собеседник Нозим, долгое время работал в строительной бригаде в Москве, но после семи лет, проведенных в Белокаменной, здоровье пошло в разнос, и он в 2013 году вернулся в Узбекистан. С тех пор он и работает профессиональным «бомбилой».
Страна «бомбил»
«Вы думаете, мне хочется вот так вот работать, сутками крутить баранку, бояться каждого пассажира – кто его знает, убийца это или грабитель, а может подставной милиционер, который ловит перевозчиков без лицензии?», — вопрошает Нозим.
Узбекистан в последние годы действительно превратился в страну «бомбил». Десятки тысяч людей в регионах, не имеющие достаточного образования, чтобы устроится на хорошую работу и содержать семью, видят только один выход — получить права и сесть за руль, чтобы обслуживать, как они думают, ташкентских богатеев.
Столица сегодня действительно превратилась в некую Мекку для таксистов. Здесь уже и не найдешь настоящего коренного водителя, большая часть из них — приезжие из регионов, наслушавшиеся баек о том, какие ташкентцы богатые. Не будем отрицать, в любой столице доходы выше, чем на местах, и денег всегда крутится больше. Но истории о богатых ташкентцах и баснословных заработках быстро сменяются разочарованием, когда люди начинают понимать, что денег-то и не так много, а конкуренция огромна.
Нозим также повторил путь большинства таксистов, которые решили попытать счастья в столице.
«У нас в Бухаре много не заработаешь. Люди получают мало и на такси не ездят. Да и если берут такси, дают ровно столько, чтобы хватило окупить бензин, от таких клиентов никаких заработков. Поэтому люди со всех регионов и едут в Ташкент, здесь и клиентов много и платят они достаточно, чтобы не просто сводить концы с концами, но и на хлеб с маслом хватало», — рассказывает он.
У «бомбилы» два пути перед выходом на трассу. Занять денег и посетить знаменитый Сергелийский рынок подержанных автомобилей в Ташкенте, где можно за 3-4 тысячи долларов купить самую востребованную у таксистов машину — «Матиз». Маленькая, юркая, нетребовательная в эксплуатации и главное — не прожорливая в плане бензина. В идеале, она позволит быстро окупить вложенные расходы.
Другой выход — взять автомобиль в аренду с последующим выкупом и ежедневно или еженедельно платить владельцу оговоренную сумму. Такой бизнес стал крайне развитым в Узбекистане, как раз, благодаря таксистам, массово берущим авто в аренду. В любой бесплатной газете с объявлениями можно найти десятки объявлений, предлагающих широкий выбор авто — от новых до поддержанных для последующего выкупа. Правда, есть здесь и подвох. В итоге таксисту этот автомобиль обходится по цене двух или даже больше. Но, как говориться, за все надо платить.
Крепче за баранку держись шофер
Столичные власти уже на протяжении последних трех-четырех лет пытаются навести порядок на дорогах и избавиться от нас, — рассказывает Нозим. Все таксисты знают, что в начале каждой весны опять будут проводиться облавы, гаишники и налоговики будут выписывать штрафы, но долго это не продлится. Опять же, все это прекрасно понимают, даже сами сотрудники администрации и правоохранительных органов.
Есть две главные причины, мешающие избавиться от «бомбил» и решить их в ближайшие годы будет сложно. Во-первых, отсутствие рабочих мест. Представьте, если завтра десятки тысяч людей бросят это дело, чем их занять? Образования у них нет, навыков особых тоже. Если они не будут работать, то могут вполне и заняться чем-нибудь незаконным, подворовывать начать или что похуже. И это при том, что сейчас в стране и так напряженка с работой, тысячи мигрантов возвращаются из России и не едут домой в регионы, а стараются найти хотя бы какую-то работу в Ташкенте, где оплата повыше, замечает наш собеседник.
При этом значительная часть таксистов — это пожилые люди, которым просто не хватает пенсии, или служащие, которые после официальной работы стараются подзаработать и выходят таксовать на пару часов. Так, что здесь, просто новыми рабочими местами не обойдёшься, необходимо поднимать общий прожиточный минимум.
В прошлом году эта война с «бомбилами» вообще закончилась рядом потасовок, рассказывает Нозим. Были случаи конфликтов между частниками и представителями правопорядка. Так, например, один из водителей, ездивший на арендованном авто и пойманный сотрудниками правоохранительных органов, просто хорошенько набил морду представителям правопорядка, другой пытался пырнуть их ножом. Эти истории наделали шуму в городе, после чего частота рейдов стала заметно спадать.
Вторая причина — банальна. Официальные столичные автопарки не покроют и 30% от существующего спроса на рынке такси. По данным ташкентской администрации, сейчас компании, занимающиеся лицензионными перевозками, обладают общим парком 2800-2900 автомобилей. А городу необходимо около 15 тысяч машин.
При этом важно понимать, говорит Нозим, что в большинстве своем люди предпочитают пользоваться услугами «бомбил», так как они на порядок дешевле, чем официальное такси. Кроме того, частники намного гибче в плане цены и походов к оплате. Если Uber появился в Америке в 2009 году, то в Узбекистане подобная услуга живет еще с середины 2000-х, шутит он.
Правда здесь все намного проще и без современных технологий. Таксист едет по трассе по определенному популярному маршруту и ставит под стекло табличку «1000 сумов» (цена может быть разной — ред.). Любой желающий останавливает его, садиться и едет до того места, которое ему нужно. Так, в результате, набирается полная машина и все довольны — водитель получает приличные деньги, а пассажир — поездку за приемлемые деньги.
Время выйти из тени?
Мы задаем Нозиму вполне очевидный вопрос — а почему не выйти из тени и не приобрести лицензию? Гаишники перестанут цепляться и работать будет проще. Однако не все здесь так просто, поясняет наш собеседник.
Например, в его случае машина арендована и принадлежит владельцу, пока он не выплатит ему оговоренную сумму. А это значит, что с таким авто, конечно, по закону можно перейти на работу в официальный таксопарк, но на практике должностные лица автопарков всячески этому препятствуют, не хотят возиться с арендованным транспортом.
И это уже не говоря о том, что у «бомбилы» нет денег на доводку машины до официальных правил, то есть покраску авто в цвет слоновой кости. Да и не каждый владелец автомобиля даст разрешение «бомбиле», который его арендует, на перекраску.
Еще один щепетильный момент — получение лицензии. В год таксисту необходимо оплатить 75 долларов по курсу Центробанка (215 тысяч сумов). И эта сумма не включает ежемесячные налоги и другие расходы. При этом частное лицо не может просто получить лицензию и таксовать. Необходимо обязательно состоять в таксопарке, а значит, и твоя работа будет полностью регламентирована — куда ехать, сколько времени в день работать, какое количество денег брать с клиентов. Это заставляет многих водителей отказываться от лицензирования, так как, по словам Нозима, перестаешь принадлежать себе и работаешь на дядю.
Еще один минус — в официальные таксопарки берут только с водительским стажем, который должен быть не менее трех лет, а возраст автомобиля — не менее одного года. Поэтому в сложившейся ситуации, по словам собеседника, чтобы изменить сложившуюся ситуацию большую гибкость должны проявить автопарки и лицензирующие органы. Им необходимо услышать чаяния «бомбил», многие из которых готовы выйти из тени, но просто не в состоянии этого сделать из-за предъявляемых требований.
Бороться с «бомбилами» конечно нужно. Часто они становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий, резко перестраиваясь с полосы на полосу и пытаясь подобрать клиента. Грешат частники и превышениями скоростного режима, стараясь доставить клиента побыстрее и взять нового.
Но, к сожалению, пока эта борьба выстраивается не на уровне кардинальных изменений системы, а репрессий, что больше похоже на кампанию по созданию «потемкинских деревень» — вроде в центре города все чинно и благородно, а если присмотреться, то там за углом, в подворотне, десятки «бомбил» ждут протянутой руки пассажира возле обочины.
Комментарии