Будем питаться на научной основе

Будем питаться на научной основе
Правительство Узбекистана утвердило концепцию и комплекс мер по обеспечению здорового питания населения Республики Узбекистан на период 2015 — 2020 годы.
Концепция и Комплекс мер по обеспечению здорового питания населения Республики Узбекистан на период 2015 — 2020 годы направлены на решение следующих приоритетных задач:
 
профилактику и снижение уровня распространенности заболеваний, связанных с нерациональным питанием, организацию широкой разъяснительной работы и усиление пропаганды здорового питания, как основы здорового образа жизни населения, в том числе с активным использованием средств массовой информации;

совершенствование нормативно-правовой базы с целью дальнейшего упорядочения системы организации питания в образовательных и медицинских учреждениях, улучшения рациона питания детских организованных коллективов, внедрения действенных механизмов контроля качества производимых на территории Республики Узбекистан и поставляемых из-за рубежа пищевых продуктов и продовольственного сырья;

создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в здоровом питании путем стимулирования отечественного производства пищевых продуктов, особенно продукции обогащенной важнейшими микронутриентами, создание пищевых продуктов на основе местного сырья, формирование среды, способствующей внедрению принципов здорового питания среди населения;

приоритетное проведение фундаментальных научных исследований в области здорового питания и диетологии, направленных на изучение рациона питания среди различных групп населения и причин развития распространенных заболеваний, связанных с питанием.

Как отмечается в концепции, питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Здоровое питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и снижению заболеваний. Любое нарушение баланса в структуре питания оказывают негативное влияние на здоровье человека, а также является одним из основных факторов снижения качества жизни.
 
В республике реализован комплекс мер, направленный на обеспечение динамичного роста развития пищевой промышленности и увеличение производства отечественной продовольственной продукции. За счет этого в последние годы значительно улучшилось качество питания населения, изменилась структура потребления пищевых продуктов, выросло среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в 1,3 раза, молока и молочных продуктов — в 1,6 раза, яиц — в 2,2 раза, овощей — в 2,6 раза, картофеля — в 1,7 раза, фруктов — в 4,0 раза.
 
Улучшение структуры и рациона питания, наряду с другими факторами, положительно отразилось на показателях здоровья населения. За последние 10 лет доля детей со сниженной массой тела сократилась более чем в два раза (с 4% до 1,8%), в 2,5 раза снизился уровень заболеваемости женщин анемией. Средняя продолжительность жизни населения Узбекистана увеличилась на 6,5 лет (с 67 до 73,5 лет), а средняя продолжительность жизни женщин — до 75,8 лет.
 
Вместе с тем, положительные экономические преобразования и быстрая урбанизация с сопутствующими им изменениями в образе жизни привели к повышению уровня заболеваний, связанных с нерациональным питанием, характерным для всех экономически развитых стран. Всемирной организацией здравоохранения эти заболевания выделены в отдельную группу неинфекционных заболеваний. Повышение уровня неинфекционных заболеваний, наряду с нерациональным питанием, связано с недостаточной физической активностью, употреблением табака и вредным употреблением алкоголя.
 
Результаты проведенного исследования в 2014 году показали, что около 67,2% взрослого населения республики употребляют овощи и фрукты ниже рекомендуемой ВОЗ нормы, 37% — пищу с избыточным содержанием соли, а 16,4% взрослого населения имеет низкую физическую активность. В результате чего 20,2% взрослого населения имеет избыточный вес тела и 33,9% — повышенное артериальное давление.
 
В рамках реализации Концепции предусматривается:
 
а) совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области обеспечения населения здоровым питанием и формирования здорового образа жизни, в том числе:
 
внесение изменений и дополнений в законодательство, направленных на расширение ассортимента отечественных качественных и безопасных продуктов питания;

упорядочение организации здорового питания в государственных образовательных и медицинских учреждениях;

улучшение механизмов бесперебойной поставки йодата калия и йодита калия предприятиям, производящим пищевую соль, с обеспечением постоянного мониторинга производства йодированной соли;
дальнейшее упорядочение реализации алкогольной продукции; установление действенного контроля за качеством и безопасностью продуктов питания, употребляемых в образовательных учреждениях;

улучшение суточного рациона питания детских организованных коллективов за счет увеличения ассортимента обогащенных витаминами и микро- нутриентами продуктов питания;

б) реализация мер, направленных на совершенствование механизмов обеспечения населения здоровым питанием и формирование культуры здорового образа жизни:
 
расширение ассортимента диетической кисломолочной продукции, производимой отечественными предприятиями пищевой промышленности;

расширение ассортимента продуктов питания с низким содержанием соли на основе растительных клетчаток;

увеличение производства и промышленной переработки лекарственного растения стевии — заменителя сахара;

продолжение реализации государственных программ по обеспечению населения важнейшими микронутриентами;

создание условий, способствующих здоровому питанию и ведению здорового образа жизни в образовательных учреждениях и других организациях;

реализация пилотного проекта, направленного на формирование культуры здорового питания и образа жизни среди населения Кашкадарьинской и Ферганской областей, с последующим

распространением полученного положительного опыта на все регионы республики;


разработка рекомендуемых среднесуточных норм питания для различных половозрастных и профессиональных групп населения с учетом лечебно-профилактических свойств продуктов питания;

совершенствование схем логистики доставки сельскохозяйственной плодоовощной и животноводческой продукции «от поля до производителя», «от производителя до потребителя»;

совершенствование существующих экономических механизмов стимулирования хозяйствующих субъектов, занятых производством продуктов питания, в том числе детского и диетического, а также

переработкой сельскохозяйственной плодоовощной и мясомолочной продукции;


в) проведение научных исследований в области здорового питания и диетологии:
 
проведение научных исследований по освоению производства йода на базе местного сырья — вод нефтяных месторождений;

изучение рациона питания среди различных групп населения и причин развития распространенных заболеваний, связанных с нерациональным питанием;

разработка научно обоснованных рецептур диетических блюд и напитков на основе местных продуктов питания для детей и взрослых;

изучение распространенности железодефицитной анемии и йододефицитных состояний среди населения;
 
г) организация широкой разъяснительной работы в области здорового питания и формирования культуры здорового образа жизни:
 
расширение спектра и количества социальных теле-, радиопередач, пуб-ликаций в печатных и электронных средствах массовой информации;

вовлечение известных деятелей политики, науки, искусства, спорта и общественных деятелей в процесс популяризации здорового питания и формирования культуры здорового образа жизни среди населения;

мониторинг и оценка результатов проводимых информационно-просве-тительских мероприятий;

расширение разъяснительной работы среди населения, прежде всего молодежи, по вопросам здорового питания, физической активности, вредных последствий для здоровья от употребления алкогольной и табачной продукции;

д) дальнейшее повышение качества подготовки медицинских кадров:
 
внедрение учебных программ в области здорового питания для среднего специального, профессионального, высшего и послевузовского образования;

внедрение учебных программ по вопросам здорового питания и диетологии для студентов медицинских высших образовательных учреждений и профессиональных колледжей;

подготовка магистров и клинических ординаторов по специальности «Диетология»;

ежегодное повышение квалификации специалистов по вопросам здорового питания, диетологии, физической активности и вредных последствий употребления алкогольной и табачной продукции.

Реализация Концепции позволит к 2020 году увеличить потребление населением овощей и фруктов на 15% и сократить потребление пищевых продуктов с повышенным содержанием соли на 15%, а также увеличить долю беременных, младенцев и детей до пяти лет, рацион питания которых будет соответствовать принципам здорового питания, на 10%.
 
Также реализация концепции поможет сократить потребление табака и вредное потребление алкоголя на 10% и расширить отечественное производство здоровой, безопасной и качественной сельскохозяйственной плодоовощной и мясомолочной продукции, а также увеличить объем производства, обработки и реализации продуктов с пониженным содержанием свободных сахаров, соли, насыщенных и трансжирных кислот и увеличить долю производства продуктов, обогащенных витаминами и необходимыми минералами.
 
Комплекс по обеспечению здорового питания населения Республики Узбекистан на период 2015 — 2020 годы включает в себя конкретные проекты по реализации концепции. В комплекс включены 22 мероприятий.
 
Узбекистан планирует направить 3,710 млрд. сумов и $403,0 тыс. на реализацию этих мероприятий, сообщает UzDayli.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.