ЦБ планирует увеличить число услуг и их доступность с 1 апреля 2018 до января 2019 года

ЦБ планирует увеличить число услуг и их доступность с 1 апреля 2018 до января 2019 года

Центральный банк Республики Узбекистан разработал проект постановления правительства «О дополнительных мерах по повышению доступности банковских услуг». Документ опубликован для обсуждения.
 
Проектом постановления устанавливаются требования, в соответствии с которыми коммерческие банки с 1 июля 2018 года должны создать условия для беспрепятственного доступа в зону непосредственного обслуживания клиентов, без предварительных разрешений и предъявления документов, подтверждающих личность.
 
Таким же образом они могут получать предварительную консультацию об оказываемых банковских услугах от администраторов первичного приема клиентов, а также прозрачной регистрации и рассмотрения кредитных заявок с указанием пошаговой процедуры принятия решения и порядка оповещения о выдаче или мотивированном отказе в выдаче кредита (микрозайма).
 
Если документ будет принят в предлагаемом виде, кредитным организациям будет запрещено начислять проценты, взимать комиссии и неустойку (штраф, пеню), применять иные меры ответственности по договорам микрозайма, а также кредитным договорам, заключенным ломбардами, в сумме более половины размера заимствования в год.
 
Кредитные организации не смогут взыскивать платежи за рассмотрение кредитных заявок, обслуживание ссудных счетов, выдачу кредитов, а также неустойки за досрочное погашение кредитов (микрозаймов) физическими лицами и субъектами малого предпринимательства.
 
До 1 апреля 2018 года намечено внедрить механизм снятия на территории Узбекистана наличной иностранной валюты, приобретенной физическими лицами на международные платежные карты, в пределах лимитов, установленных коммерческими банками.
 
Также до 1 апреля планируется внедрить систему дистанционного управления счетами физических лиц, обеспечивающую проведение ими операций по купле-продаже иностранной валюты и перевод денежных средств с международных платежных карт на срочные вклады в иностранной или национальной валюте.
 
Планируется разработать и утвердить Положение, предусматривающее установление требования о наличии скоринговой модели в кредитном бюро с возможностью создания коммерческими банками собственной скоринговой* модели, позволяющей оценить кредитоспособность потенциального заемщика и сократить сроки выдачи кредитов (микрозаймов) физическим лицам и субъектам малого предпринимательства.
 
До 1 мая 2018 года намечено разработать Концепцию создания Национального банковского процессингового центра, обеспечивающего информационное и технологическое взаимодействие между банками – участниками расчетов по локальным и международным банковским картам.
 
До 1 июля 2018 года предлагается завершить интеграцию отечественных платежных систем с основными международными платежными системами, обеспечивающими принятие платежных карт нерезидентов во всей сети платежных терминалов.
До 1 ноября 2018 года необходимо создать автоматизированные пункты обмена валюты, работающих в круглосуточном режиме, особенно в местах, активно посещаемых туристами.
 
Документом поручается в срок до 1 января 2019 года создать Единую межведомственную информационную систему обработки и электронного обмена данных между государственными органами и кредитным бюро, позволяющую получить информацию о:
– начислениях для граждан в накопительной пенсионной системе;
– начислениях страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;
– начислениях задолженности по налоговым и иным обязательным платежам;
– физических лицах и субъектах предпринимательства для их идентификации;
– имуществе и иных полученных доходах физических лиц;
– финансовом состоянии юридических лиц.
 
До конца текущего года планируется закупить и установить 1045 банкоматов по всей республике.

* Кредитный скоринг — система оценки кредитоспособности (кредитных рисков) лица, основанная на численных статистических методах. Как правило, используется в потребительском (магазинном) экспресс-кредитовании на небольшие суммы. Также возможно его использование в бизнесе сотовых операторов, страховых компанийи т. д. Скоринг заключается в присвоении баллов по заполнению некой анкеты, разработанной оценщиками кредитных рисков андеррайтерами. По результатам набранных баллов системой принимается решение об одобрении или отказе в выдаче кредита.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.