Что нужно сделать для защиты культурных прав в Узбекистане

Дискуссия на тему «Защита прав на художественное самовыражение и других культурных прав и разнообразия в Узбекистане» прошла в рамках проекта EQUAL. В качестве площадки для обсуждения был выбран театр «Ильхом».

В дискуссии участвовали представители государственного сектора и международных организаций, включая ЮНЕСКО, Национальный центр по правам человека, профессиональные и общественные объединения — Международная комиссия юристов и движение «Юксалиш».

На встрече отмечалось, что культурные права являются неотъемлемой частью принципов универсальности и разнообразия, обеспечивающих человеческое достоинство и самовыражение как в художественной, так и в нехудожественной формах.

Темур Шакиров, исполняющий обязанности директора программы по Европе и Центральной Азии и представитель Международной комиссии юристов, указал на то, что культурные права закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Вместе со Всеобщей декларацией прав человека этот документ предоставляет правовую основу, которая обязывает государства уважать, защищать и выполнять широкий спектр культурных прав, включая свободу художественного самовыражения.

Государства-участники международного пакта, в том числе Узбекистан, должны обеспечивать их всестороннюю защиту и выступать за создание такой среды, в которой художники могут свободно вносить свой вклад в культурное разнообразие. Это обязательство подчеркивает юридическое обязательство создавать условия, способствующие процветанию художественного самовыражения как фундаментального аспекта яркой и разнообразной культурной жизни.

Посол ЕС в Узбекистане Шарлотта Адриан подчеркнула важность этой экспертной дискуссии, потому что она предоставляет возможность для диалога. «В Узбекистане сохранились уникальные культурные памятники, которые необходимо передать будущим поколениям. Приверженность страны развитию художественного самовыражения и культурного разнообразия проявляется в различных инициативах и политике, направленных на поддержку художников, сохранение объектов культурного наследия и содействие межкультурному диалогу. Например, в 2021 году Узбекистан принял закон о культурной деятельности и организациях культуры, который также гарантирует культурное разнообразие и свободу художественного самовыражения. Однако существуют проблемы, с которыми сталкиваются активисты в области культурных прав и художники, и мы надеемся, что они найдут свое решение,» — она сказала.

Бобур Бекмуродов, председатель движения «Юксалиш» и депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, отметил важность диалога с представителями государства и общества. «Важно понимать, что обеспечение культурных прав способствует развитию межкультурного диалога. Эта международная экспертная дискуссия является хорошей возможностью услышать мнения разных сторон и обозначить круг актуальных вопросов. Безусловно, о проблемах важно не только говорить, но и их решать. Мы верим, что это можно сделать только совместными усилиями.»

Участники также обсуждали существующие проблемы в сфере защиты культурных прав.

Бури Ганиев, директор Узбекского государственного театра музыкальной комедии и председатель Совета директоров театров Узбекистана, рассказал об опыте поддержки государственных театров со стороны частных компаний. Например, был создан Клуб друзей, который также включает представителей деловых кругов. Эти коммерческие организации поддерживают творческие проекты, включая инициативы молодых талантов.

Ирина Бхарат, директор международных программ в театре «Ильхом», выразила надежду, что независимые художники страны будут услышаны, увидены, востребованы и «не наказаны». Она отметила, что символично, что дискуссия проходит в театре «Ильхом», который уже встретил свой 48-й сезон и является негосударственной некоммерческой организацией. «Наряду с поддержкой государственных театров существуют проблемы для частных творческих объединений. Например, еще остаются бюрократические преграды в получении грантов, а также существуют сложности в механизмах регламентирования негосударственных организаций», — сказала Ирина Бхарат.

Мадина Турсунова, юрист, подчеркнула, что государство призвано создавать условия для реализации культурных прав, но при этом должно воздерживаться от вмешательства в их реализацию. «Сложно представить, что креативность можно ограничить. Однако это возможно за счет регламентации, например, лицензирования,» она отметила, указывая на недостаточный уровень прозрачности в регуляторной сфере и упоминая перспективы развития.

Основательница Human House Лола Сайфи в свою очередь заметила, что в нормативно-правовой базе Узбекистана нет мер для творческих галерей, однако их работа, безусловно, значима. Приводя в пример Human House, она рассказала, как в этом арт-пространстве проходят лекции, музыкальные вечера и встречи поэтов и писателей.

— Есть такое выражение «Культура съедает стратегию на завтрак». Считаю, что люди со свободным доступом к культуре — более счастливые. Есть такое понятие как креативная экономика, которая помимо дохода для владельца бизнеса может приносить прибыль государству. Однако у нас и для нее нет нормативно-правовой базы.

Основатель центра «139 Documentary» Тимур Карпов отметил недостаток частных, негосударственных творческих организаций, которые «можно пересчитать по пальцам одной руки». Однако у этого творческого объединения есть и другая проблема.

– Сейчас мы лишаемся своего пространства, – сказал Тимур Карпов. – Наше здание, в котором мы были четыре года, сносят и хотят построить элитный комплекс. Было бы здорово, если бы в законодательстве была закреплена мера о том, что если собственник помещения отдает его культурной организации, то он получает льготы. В противном случае для частных организаций происходит поднятие стоимости аренды, что для творческих деятелей может сыграть решающую роль в их работе.

Основатель проект Tashkent Modernism Александр Федоров отметил, что государство может детальнее регламентировать меценатство, создавать условия для творческих идей. К примеру, в разных странах представители бизнес-среды помогают прогрессивному искусству. Участник дискуссии отметил, что этот опыт можно использовать и в Узбекистане.

Руководитель инклюзивного театра-движения «Лик» Лилия Севастьянова рассказала об опыте других стран, когда начинающим театрам оказывается содействие стороны государства. «Мне кажется, для культуры Узбекистана это важно — поддерживать творческие начинания», – отметила она.

Проведение мероприятия совпало со спектаклем «Подпольные девочки», который основан на реальных историях афганских девушек. К слову, премьера этого спектакля в сентябре 2022 была под угрозой запрета, поскольку Союз театральных деятелей выступил за отмену спектакля, отправив заявление в МВД и в Национальную Гвардию. Но Министерство юстиции, вмешательство одного ННО в деятельность другого, признало незаконным.

Участники встречи неоднократно отмечали, что диалог необходимо продолжать, как и сотрудничество между экспертами, политиками и заинтересованными сторонами для обеспечения свободы творческого самовыражения и культурного разнообразия согласно международным стандартам в Узбекистане. А озвученные проблемы и рекомендации нужно объединить в единый документ и его обсуждение продолжить в том числе с вовлечением представителей других госсекторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.