Количество предметов, преподаваемых в старших классах, сократят с 16 до 11
Количество предметов, преподаваемых в старших классах, будет сокращено с 16 до 11. При этом учащимся 10-11 классов будут углубленно преподаваться пары предметов «химия – биология», «математика – физика», «математика – иностранный язык», «родной язык и литература – иностранный язык» по их выбору. Об этом стало известно после совещания по приоритетным задачам повышения качества образования и увеличения количества ученических мест в школах, а также поддержки учителей.
«Самое главное, вводить в учебную программу новые предметы будет запрещено. Все новые предложения отныне подлежат интеграции в уже существующие предметы», — сообщает пресс-служба главы государства.
В целях повышения качества образования в 500 школах страны будут внедрены учебные программы и система оценки президентских и специализированных школ. Через год работа этих 500 школ будет изучена, и учителя, эффективно использующие новую систему, получат надбавки в размере до 40 процентов. В ближайшие пять лет эта система будет внедрена во всех школах.
Учащиеся, желающие приобрести профессию, получат возможность стать готовым специалистом в самой школе. Со следующего учебного года на эту систему переведут не менее 1 тысячи школ.
Содержание уроков также изменится: будут введены занятия по компьютерной грамотности с 1-го класса и занятия по финансовой грамотности со старших классов.
Квалификация педагогов
Система приема на работу учителей, повышения их квалификации и присвоения категорий будет полностью изменена. В частности, прием на работу учителей будет осуществляться на конкурсной основе. Кандидаты, принимаемые впервые, должны проработать учителем-стажером в течение 1 года и получить профессиональный сертификат в конце года. В дальнейшем эта система будет постепенно внедрена для всех учителей.
Квалификация учителей также будет повышаться дифференцированно. Так, перед повышением квалификации будет проводиться диагностика знаний педагога и по результатам будут определены индивидуальные направления профессионального развития. В вузы, подготовивших учителей с низкими результатами, будет направлена рекламация, то есть результаты диагностики учителей будут также оценкой деятельности педагогических вузов.
Присвоение квалификационной категории педагогам будет проводиться в два этапа. На первом этапе знания педагога оценят на предварительном экзамене, и на второй этап пройдут те, кто набрал более 70% баллов. На втором этапе будут проверены использование передовых педагогических технологий, методика работы с учащимися и подходы к оценке знаний.
Министерству дошкольного и школьного образования поручили протестировать эту систему в 20 районах с низким уровнем знаний педагогов.
Высшие педагогические учебные заведения будут развиваться на основе особого подхода. В Ташкентском и Чирчикском педагогических университетах подготовка специалистов будет осуществляться на основе программы президентских школ. Эти учреждения станут базовыми для вузов педагогического профиля.
Дефицит кадров и строительство школ
Со следующего учебного года школы с дефицитом кадров, находящиеся в трудном положении, будут заранее отобраны и для обеспечения их потребностей будет введен целевой государственный заказ.
В следующем году в рамках Инвестиционной программы на строительство школ предусмотрено выделение 3 триллионов сумов. За счет этого будет создано 150 тысяч новых ученических мест.
На базе зданий 61 колледжа, работающего в неполную мощность, будут организованы новые школы. Еще 50 школ будут построены на основе государственно-частного партнерства.
За счет создания дополнительных условий для частного сектора можно будет организовать не менее 25 тысяч ученических мест в год. С этой целью предприниматели, получившие кредит на организацию частной школы, получат из бюджета компенсацию 7% ставки по кредиту. Участки под строительство новых школ будут реализовываться с аукциона только для строительства школы.
Главное не сколько предметов преподают, а как их преподают. Если ребенок решил идти в технический ВУЗ, ему реально не обязательно познавать азы гуманитарных предметов, достаточно того, что он учил (если учил, конечно) до 10 класса. Но всем нужно усилить изучения языков. Любой выпускник должен знать три языка как минимум.