Очаги внутренней климатической миграции могут сформироваться уже к 2030 году
В опубликованном сегодня обновленном докладе Всемирного банка Groundswell («Девятый вал») говорится, что к 2050 году изменение климата, становящееся все более мощной движущей силой миграции, может вынудить 216 млн человек в шести регионах мира переселиться в другие районы своих стран.
К 2050 году в Восточной Европе и Центральной Азии может появиться до 5,1 миллиона «климатических» мигрантов или 2,3 процента от общей прогнозируемой численности населения в верхней части пессимистического базового сценария. Из них до 2,4 миллиона «климатических» мигрантов будут жить в Центральной Азии (в среднем по пессимистическому базовому сценарию).
Прогнозируется, что Ферганская долина (на территории Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана), земли вокруг Ташкента и низменные районы южного Таджикистана (включая Душанбе), а также более густонаселенные города северного Казахстана (Караганда, Нур-Султан и Костанай) станут зонами притока «климатических» мигрантов. Это связано с ожидаемым увеличением доступности воды и урожайности сельскохозяйственных культур в этих частях Центральной Азии.
Ожидается, что зонами оттока «климатических» мигрантов станут территории вдоль южной границы Казахстана, районы, прилегающие к Ферганской долине в Узбекистане и Таджикистане, а также земли вокруг Бишкека. Это связано с прогнозируемым снижением доступности воды и урожайности сельскохозяйственных культур в этих частях Центральной Азии. По тем же причинам менее крупные районы восточного Туркменистана и юга Узбекистана, расположенные вдоль реки Амударья, также рассматривают в качестве потенциальных зон оттока «климатических» мигрантов.
Очаги внутренней климатической миграции, в том числе в Узбекистане, могут сформироваться очень скоро – уже к 2030 году, – а по мере приближения к 2050 году рост масштабов и интенсивности этого процесса продолжится. Однако, как следует из доклада, незамедлительное принятие согласованных мер по сокращению глобальных выбросов и поддержке экологичного, инклюзивного и устойчивого развития могло бы сократить масштабы климатической миграции на целых 80 процентов.
Изменение климата является мощной движущей силой внутренней миграции, так как оно сказывается на источниках доходов населения и резко ухудшает качество жизни в районах, наиболее подверженных его воздействию. К 2050 году численность внутренних «климатических» мигрантов в странах Африки к югу от Сахары может достичь 86 млн, в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе – 49 млн, в Южной Азии – 40 млн, в Северной Африке – 19 млн, в Латинской Америке – 17 млн, а в Восточной Европе и Центральной Азии – 5 млн.
«Доклад «Девятый вал» – это отрезвляющее напоминание о страданиях и жертвах, которые несет изменение климата, особенно беднейшим слоям населения планеты – тем, чья роль в возникновении причин этого явления минимальна. При этом в докладе четко описан путь, по которому следует идти странам, чтобы нейтрализовать некоторые ключевые факторы, способствующие климатической миграции», – отметил вице-президент Всемирного банка по вопросам устойчивого развития Юрген Фёгеле.
В докладе применен подход на основе сценариев, позволяющий исследовать возможные итоги развития событий в будущем, что может помочь соответствующим государственным органам в разработке перспективных планов.
В докладе сформулирован ряд рекомендаций стратегического характера, которые могут помочь смягчить воздействие факторов, стимулирующих климатическую миграцию, и подготовиться к ожидаемым миграционным потокам, в том числе:
- сокращать выбросы в мировом масштабе и делать всё возможное для достижения целей Парижского соглашения в отношении температуры;
- в полной мере обеспечить учет фактора внутренней климатической миграции при перспективном планировании экологичного, устойчивого и инклюзивного развития;
- готовиться к каждому этапу миграции, чтобы внутренняя климатическая миграция могла стать одной из стратегий адаптации и принести положительные результаты в области развития;
- вкладывать средства в углубленное изучение сущности движущих сил внутренней климатической миграции для продуманной разработки адресных мер политики.
Комментарии