В Налоговом комитете прокомментировали статью Абдуллы Абдукадирова

Источник: ГНК

17 апреля на сайте Anhor.uz был опубликован материал экономиста Абдуллы Абдукадирова при содействии Гульноры Суюндиковой «Ещё раз о разрывах в цепочке учета и уплаты НДС», который был написан после встречи экспертов в ГНК.

Информационная служба Государственного комитета Узбекистана дала комментарии по отдельным моментам статьи.

  1. «Так, постановлением президента Республики Узбекистан от 10 июля 2019 года № ПП-4389 «О дополнительных мерах по совершенствованию налогового администрирования» определено, что любой плательщик НДС должен встать на учет в налоговых органах, которые рассматривают заявку в течение 7 дней. Тем же постановлением предусмотрена фактическая отмена нормы ст.219 Налогового кодекса, если налогоплательщик обладает правом зачета НДС. Однако, отмена нормы Налогового кодекса указом президента противоречит логике законодательной практики».

Комментарий ГНК:

Нормы ПП-4389 отражают обязательство налогоплательщика пройти специальную постановку на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщика НДС, однако не приводят к коллизии с нормами статьей 219 Налогового кодекса, поскольку положения данной статьи устанавливают ответственность за непостановку на учет в качестве налогоплательщика НДС, то есть юридические последствия за нарушение процедуры.

Справочно: Обязательство по прохождению специальной постановки на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщика НДС предусмотрено статьей 237 Налогового кодекса.

  1. «Аналогичный пример – постановление Кабинета министров от 22.09.2021 г. N 595 «О мерах по дальнейшему совершенствованию постановки на учет налогоплательщиков и упрощению порядка возмещения налога на добавленную стоимость». Постановление предусматривает расширение «практики применения регистрационного учета плательщиков налога на добавленную стоимость в налоговых органах», основанной на оценке риска недобросовестности налогоплательщика. Для оценки рисков недобросовестности налогоплательщика в ГНК внедряется система «риск-анализа», которая вводит в практику правоприменение с юридическими последствиями на основе предположений, допускающих, что, возможно, предприятие не уплатило или неправильно исчислило налоги. Это может привести к отзыву сертификата плательщика НДС. Прежде чем оценивать факт образования налоговой задолженности и выставлять инкассовое поручение на доплату налогов, должна быть внедрена процедура изучения поясняющих документов налогоплательщика».

Комментарий ГНК:  

Все предусмотренные ПКМ-595 критерии риска по НДС отражают свершившиеся события, например, нарушение порядка представления налоговой отчетности или наличие налоговой задолженности либо не осуществление деятельности более трех месяцев подряд. Все расчеты автоматически осуществляются на основании отчетов, сданных самим предприятием за отчетный период. При этом, на сегодняшний день, действие некоторых критериев риск-анализа по НДС приостановлены (наличие офисного помещения площадью не менее 18 кв. м., недвижимости с регистрацией ее в информационной системе «Е-ижара», наличие 4 работников и отсутствие в информационной системе Минтруда сведений о директоре предприятия).

  1.  «Налогоплательщику могут отказать в его регистрации в качестве плательщика НДС, но причины отказа не всегда сообщаются, хотя причина отказа должна отображаться автоматически. Вполне возможно, что система слишком сложна и даёт сбой. Поэтому, когда налогоплательщик выясняет причину отказа, часто оказывается, что какая-то справка не была учтена или неправильно интерпретирована при обработке заявки. В стране по состоянию на 10 апреля 2022 года зарегистрированы более 174 тысяч плательщиков НДС, отсюда, возможно, перегруженность сотрудников налоговых инспекций, что влечёт ошибки. Возможно, поэтому из общего числа зарегистрированных плательщиков НДС свыше 35% предприятий аннулированы или приостановлены»

Комментарий ГНК:

Регистрация налогоплательщиков НДС осуществляется специальной информационной системой в автоматическом режиме. В случае отказа в постановке на учет в качестве налогоплательщика НДС, специальная информационная система направляет об этом в персональный кабинет налогоплательщика решение налогового органа, которое содержит в себе информацию о причинах, послуживших отказом в постановке на учет по НДС, которые формируются автоматически с указанием критериев, которым не соответствует заявитель.

Наряду с этим, предусмотренные критерии риска по НДС и их анализ основываются на данных, предоставленных самим налогоплательщиком (например, налоговая отчетность и сведения в ней) либо полученных о налогоплательщиках исключительно посредством информационных систем. И в случае, если налогоплательщик не представил либо представил неверные данные, то соответственно информационная система, зафиксировав это, осуществляет ранжирование налогоплательщиков на группы риска по НДС исходя из указанных данных.

Информационно-аналитическая инфраструктура ГНК по анализу НДС работает круглосуточно, в режиме реального времени.

  1. «Государственный налоговый комитет внедрил систему оценки рисков «добропорядочности» налогоплательщиков по трем уровням: зеленый, желтый и красный. Система такова, что добропорядочный налогоплательщик может оказаться в «красной» зоне и потерять право быть плательщиком НДС по независящим от него причинам или по фактам, к которым он прямого отношения не имеет. Причина может оказаться в том, что подрядчики с которыми имеет дело налогоплательщик, по мнению автоматизированной системы, являются слишком рискованными контрагентами по критериям ГНК, которые разбиты на основные (14 позиций) и вспомогательные (еще 4 позиции)».

Комментарий ГНК:

Система контроля налогового разрыва не влияет на возможность лишения статуса налогоплательщика, то есть приостановление или лишение свидетельства о регистрации в качестве налогоплательщика НДС. Коэффициент налогового разрыва носит информационный характер и служит инструментом для анализа и выявления случаев неуплаты НДС в рамках проведения камеральных налоговых проверок, в том числе при осуществлении возврата НДС. Здесь учитываются связи налогоплательщика с поставщиками товаров (услуг), которые входят в группу высокого риска. Такие сомнительные контрагенты не осуществляют законную предпринимательскую деятельность, а совершают операции транзитного характера, и создают другим хозяйствующим субъектам условия для проведения незаконных финансовых операций, а также получения необоснованной налоговой выгоды в виде зачета и возврата сумм НДС. Таким образом показатель налогового разрыва определяет роль налогоплательщика в фиктивных цепочках НДС и его сопричастность по совершаемым операциям с сомнительными контрагентами. Коэффициент налогового разрыва может повлечь за собой проверку со стороны налоговых органов, но не может стать причиной отзыва свидетельства плательщика НДС.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.