Рост потребительской уверенности: узбекистанцы стали больше верить в благоприятные условия для крупных покупок
Согласно исследованию Freedom Finance Global, индекс потребительской уверенности в Узбекистане в июле 2024 года частично восстановился после трех месяцев снижения. Согласно данным, индекс вырос с 125,9 до 128,4 пункта.
Рост наблюдался по четырем из пяти субиндексов, тогда как один показал незначительное снижение. Наибольший рост продемонстрировал субиндекс благоприятности условий для крупных покупок, который увеличился на 7,7 пункта и достиг 88,7 пункта. Этот показатель всего на 1,2 пункта ниже рекордного уровня, при этом доля узбекистанцев, выбравших положительный вариант ответа, выросла с 38,5% в июне до 41,2% в июле.
Заметное улучшение субиндекса благоприятности условий для крупных покупок и расходов произошло в Андижанской области, где доля респондентов, выбравших позитивные варианты ответов, увеличилась с 36,2% до 46,9%, что сделало регион лидером июля.
В Хорезмской области этот показатель, напротив, снизился на 3,9 процентных пункта. Ташкентская область продемонстрировала наихудший результат с показателем 34,5%.
Второй субиндекс, показавший значительное восстановление, связан с прогнозом изменения экономической ситуации в горизонте 12 месяцев. Он увеличился на 2,1 пункта, достигнув 150,1 пункта. Положительные варианты ответов выбрали 61,3% респондентов, что немного меньше результата июня.
В региональном плане наиболее значительное улучшение отмечено в Бухарской области, где доля людей, ожидающих улучшения экономической ситуации, выросла с 58,3% до 61,7%. В то же время в Каракалпакстане наблюдается снижение оптимизма: доля положительных ответов упала с 62,9% до 59,6%.
Инфляционные оценки и ожидания жителей Узбекистана остались практически на прежнем уровне. В течение прошедшего года сильный рост цен ощутили 42,6% опрошенных, что меньше июньского показателя в 44%.
Однако в горизонте последнего месяца их доля увеличилась с 22,2% до 22,7%. Ожидания по поводу дальнейшего роста цен также показали нейтральную динамику, хотя доля респондентов, ожидающих сильного роста цен в следующем месяце, выросла с 10,5% до 11,4%.
В июле продолжилось сезонное снижение цен на овощи и фрукты, что положительно сказалось на настроениях жителей. Овощи подешевели на 5,6% по сравнению с предыдущим месяцем, а фрукты и орехи — на 11,2%. Это привело к тому, что доля респондентов, отметивших значительное подорожание этих продуктов, снизилась до 13,1% (против 17,2% в июне).
Девальвационные ожидания в Узбекистане также снизились третий месяц подряд, обновив рекордные минимумы. Доля респондентов, ожидающих ослабления национальной валюты по отношению к доллару в течение следующих 12 месяцев, упала с 56% в июне до 53% в июле. За месяц доля пессимистов снизилась с 35,7% до 33%.
Таким образом, после трех месяцев снижения потребительский индекс в Узбекистане продемонстрировал частичное восстановление. Однако в сравнении с июлем 2023 года индекс остался на прежнем уровне, что делает Узбекистан единственной страной в регионе, не показавшей прогресс в годовом сравнении.
Комментарии