Журналиста «Дарё», освещавшего суд над «Бахти Ташкентским», вызвали в ОВД
В ОВД был вызван журналист «Дарё» Отабек Кулдошев, освещавший судебное заседание над Бахтиёром Кудратуллаевым. Председательствующий на суде Талибжон Обидов подал жалобу на журналиста.
22 июня 2024 года журналиста вызвали в опорный пункт №405 УВД Юнусабадского района и потребовали объяснительную записку.
Старший инспектор профилактики подполковник Хайрулла Достов, общавшийся с журналистом, сообщил ему, что он считается подозреваемым из-за освещении на сайте информации, прозвучавшей в открытом судебном заседании Юнусабадского районного суда 3 июня 2024 года. Ему сообщили, что представление подал председатель Шайхонтохурского районного суда по уголовным делам Талибжон Обидов. Однако журналист, который был вызван в УВД в качестве подозреваемого, с копией заявления ознакомлен не был.
На вопрос журналиста, в чем состояла моя ошибка, инспектор по профилактике ответил: «Потому что вы сняли на видео заседание суда в тот день и распространили его в социальных сетях». Также в УВД сообщили, что информация, предоставленная журналистом, была опубликована в зарубежных СМИ.
3 июня 2024 года журналист «Дарё» Отабек Кулдошев принял участие в суде, который руководитель информационной службы Верховного суда Азиз Абидов назвал открытым, после освобождения Бахтиёра Кудратуллаева, ответившего на вопросы судьи из тюрьмы, написал, что с ним (с Бахтиером Кудратуллаевым — пер.) связались представители госорганизации и попросили навести порядок на «улице» в связи с ростом количества поножовщины среди молодежи и спортсменов в стране. В качестве доказательства этих заявлений редакция опубликовала видео, записанное во время суда.
По словам представителя УВД, судья в своей жалобе указал, что обратился к представителям СМИ на судебном заседании, состоявшемся 3 июня, и предупредил, что нельзя разглашать информацию, наносящую вред расследованию суда.
Журналист «Дарё» добавил, что в этом суде действительно было объявлено, что не допускается разглашать информацию, которая препятствует судебному расследованию. Однако судья не уточнил, в чем именно состоит информация, препятствующая судебному расследованию. Также помощники судьи привели на судебное заседание еще одного корреспондента Uznews.uz и устроили встречу с судьей. Судья Талибжон Обидов предупредил журналиста за то, что он показал лицо потерпевшего, давшего показания в суде, и обнародовал его слова. По его словам, протокол будет передан в правоохранительные органы. Помощники судьи заявили, что хотят вывести представителей СМИ из зала и проверить их телефоны. В том числе и журналист «Дарьё. Журналист потребовал объяснить причину этого. После этого помощники судьи отказались обыскивать телефон и потребовали от журналистов не освещать заявления потерпевших и свидетелей.
«На вопрос журналистов: «Можем ли мы дать показания подсудимых?», они сказали, что не имеют возражений. После этого «Дарё» опубликовало несколько репортажей, содержащих показания подсудимых на этом судебном заседании. Судья не возражала против других материалов сайта при подаче жалобы в правоохранительные органы. Новость на сайте поднимает вопрос о том, помешало ли раскрытие имени Бахтиёра Кудратуллаева судебному расследованию или то, что он сказал. Однако ответ не ясен, а дела, связанные с раскрытием имени и фотографии Бахтиёра Кудратуллаева, есть не только в «Дарье», на всех сайтах, но и в отчетах Верховного суда и МВД.
В ходе заседания суда над Бахтиёром Кудратуллаевым, получившего статус «Бахти Ташкентского», и 36 обвиняемых, продолжавшегося 10 июня 2024 года, журналистам запретили получать видео- и аудиоинформацию. По этому поводу также было вынесено решение председателя суда. В информационной службе Высшего совета судей пояснили данную ситуацию и отметили, что данное решение суда не запрещает участие журналистов и блогеров в судебном заседании, они могут непосредственно наблюдать за процессом, делать необходимые записи для себя и публиковать информацию без личных прогнозов и предположений. Тем не менее, после таких запретов большинство журналистов отказались участвовать в этом процессе. В частности и журналист «Дарё».
21 июня 2024 года сотрудник МВД неожиданно начал поиск журналиста «Дарё». Однако данное сообщение было опубликовано в интернет-издании «Дарё», причем владельцем этого сообщения является сам сайт, а не один журналист. 22 июня журналиста вызвали в МВД и взяли у него объяснительную без ознакомления с письмом-жалобой», — сообщает сайт.
К сведению, Конституция Республики Узбекистан, а также законы «О гарантиях и свободе информации» гарантируют свободный доступ и распространение информации представителями средств массовой информации.
Комментарии