В Узбекистане на долю пешеходов приходится примерно 50% смертей и травм на дорогах – ЕЭК ООН
Дорожно-транспортные происшествия прочно вошли в пятерку основных причин смертности в Узбекистане, где число смертей составляет 6,7 на 100 000 жителей. Сопутствующие экономические затраты оцениваются в 2,8% ВВП в год, говорится в недавно опубликованном Обзоре показателей безопасности дорожного движения Узбекистана, опубликованном Организацией Объединенных Наций.
Ежегодно во всем мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибают 1,19 миллиона человек, а смертность и травмы в результате дорожно-транспортных происшествий остаются серьезной глобальной проблемой здравоохранения и развития. Учитывая быструю автомобилизацию и растущую экономическую активность в Узбекистане, существует острая необходимость комплексного решения проблемы безопасности дорожного движения путем реализации целенаправленных действий по всем направлениям для снижения количества смертельных случаев и травм, а также связанных с этим человеческих, социальных и экономических издержек и нагрузки на сектор здравоохранения, говорится в обзоре.
«За последнее десятилетие правительство Узбекистана продемонстрировало долгосрочную приверженность повышению безопасности дорожного движения», — сказала исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН Татьяна Молчан. «Однако, поскольку дорожно-транспортные происшествия по-прежнему входят в пятерку основных причин смертности в стране, существует очевидная необходимость в систематическом совершенствовании национальной системы безопасности дорожного движения с акцентом на наиболее уязвимых участников дорожного движения».
Обзор, запрошенный правительством Узбекистана, был проведен в партнерстве с ЕЭК ООН и Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в Узбекистане. В нем представлена подробная оценка системы безопасности дорожного движения в стране, включая уровень соблюдения правовых инструментов Организации Объединенных Наций по безопасности дорожного движения, и указаны конкретные рекомендации по спасению жизней.
«Ежедневно во всем мире дорожно-транспортный травматизм является причиной более 600 предотвратимых смертей среди детей и молодежи. Эти смерти в значительной степени можно предотвратить, и существуют научно обоснованные решения», — сказал Джеффри Иджумба, заместитель представителя ЮНИСЕФ в Узбекистане. «ЮНИСЕФ присоединяется к ЕЭК ООН и другим партнерам в поддержке правительства в рассмотрении результатов обзора показателей безопасности дорожного движения в Узбекистане».
«Безопасность дорожного движения в Узбекистане никогда ранее не изучалась международными независимыми экспертами. ЕЭК ООН и ЮНИСЕФ инициировали такое сотрудничество, которое будет способствовать совершенствованию системы безопасности дорожного движения в стране», — отметил начальник Службы безопасности дорожного движения МВД Узбекистана полковник Олим Саидов.
В Узбекистане дорожная инфраструктура традиционно обеспечивает максимальную мобильность и экономическую эффективность в ущерб безопасности. Однако, учитывая, что на долю пешеходов приходится примерно 50% смертей и травм на дорогах, дорожную инфраструктуру необходимо изменить, чтобы оптимизировать безопасное передвижение людей, особенно уязвимых участников дорожного движения, таких как велосипедисты, мотоциклисты, пешеходы, дети и люди с инвалидностью.
Кроме того, поскольку превышение скорости является причиной 30% смертей в дорожно-транспортных происшествиях, существует необходимость скорректировать ограничения скорости, особенно в городах. Существующее общее ограничение скорости в 60 км/ч в городах должно быть снижено до 50 км/ч.
В этом отношении в Обзоре эффективности определены несколько конкретных действий по обеспечению более безопасных дорог:
— Разделение различных участников дорожного движения и устранение взаимодействия между высокоскоростным движением и уязвимыми участниками дорожного движения;
— Регулярный аудит и проверка существующей дорожной инфраструктуры, и продвижение более устойчивых видов транспорта, включая общественный транспорт, пешеходный и велосипедный транспорт;
— Обновление стандартов проектирования дорог и разработка функциональной классификации дорог и улиц в соответствии с требованиями современной, безопасной и устойчивой транспортной системы;
— Внедрение и обеспечение эффективного контроля скорости, в том числе с помощью современных технологий, особенно в городах;
— Введение всеобъемлющих законов, касающихся использования шлемов, ремней безопасности для пассажиров на задних сиденьях и детских удерживающих систем, а также санкций за вождение в нетрезвом виде;
— Укрепление институционального и человеческого потенциала.
Согласно обзору, Узбекистан мог бы улучшить управление безопасностью дорожного движения за счет дальнейшего усиления координации между ключевыми заинтересованными сторонами в области безопасности дорожного движения и укрепления институционального и человеческого потенциала на национальном и местном уровнях. Конкретно это означает наделение Республиканской специальной комиссии по безопасности дорожного движения полномочиями по решению стратегических вопросов и мониторингу результатов.
В обзоре говорится, что комиссии следует предоставить четкий мандат, обязанности и полномочия для разработки, реализации и мониторинга стратегии и плана действий в области безопасности дорожного движения, а также необходимые ресурсы для эффективного выполнения своих функций, в том числе через систему регулярной отчетности и подотчетности перед правительством.
Также важно разработать показатели эффективности дорожного движения и использовать их для мониторинга прогресса и оценки воздействия усилий по обеспечению соблюдения. Для улучшения вертикальной и горизонтальной координации между действиями, предпринимаемыми уполномоченными органами, необходимо создать четкие механизмы среди заинтересованных сторон в области безопасности дорожного движения на разных уровнях, чтобы обеспечить последовательность и согласованность политики безопасности дорожного движения.
В документе должны быть предусмотрены четкие мандаты, обязанности и полномочия для развития, реализации и стратегии и планы действий в области безопасности дорожного движения, а также необходимые ресурсы для эффективного выполнения своих функций, в том числе через систему периодической отчетности перед правительством.
Комментарии