Потребительская уверенность узбекистанцев в июне показала снижение третий месяц подряд
Индекс потребительской уверенности узбекистанцев в июне 2024 года снизился третий месяц подряд, однако темп падения замедлился до 0,9 пункта, установив новый антирекорд в 125,9 пункта.
Снижение затронуло лишь три из пяти субиндексов, но значительное ухудшение прогнозов экономической ситуации и оценок личного материального положения перевесило небольшой рост позитива в других вопросах.
Субиндекс прогноза экономической ситуации на следующие 12 месяцев снизился на 3,6 пункта, достигнув рекордного минимума в 148,1 пункта. 61,4% жителей Узбекистана считают, что экономическая ситуация улучшится, тогда как в мае таких было 62,8%.
Существенное снижение показателя произошло в Сурхандарьинской области, где доля респондентов, выбравших позитивные ответы, упала с 69% до 58,9%. Лидером в этом месяце стала Наманганская область с 68,6% оптимистов, а аутсайдером – Ташкент, где показатель вырос с 48,2% до 51,2%, оставаясь самым низким среди регионов и отставая на 5,1 п.п. от Сырдарьинской области.
Второй субиндекс с наибольшим снижением – оценка изменения личного материального положения за последние 12 месяцев – упал на 1,8 пункта до 126,6 пункта, что является вторым самым низким значением за всю историю исследования. 53,8% опрошенных считают, что их материальное положение улучшилось, в мае таких было 56,9%.
Наибольшее изменение наблюдалось в Сырдарьинской области, где доля тех, кто заметил улучшение материального положения, упала с 61,4% до 51%. Тем не менее, Ташкент остается аутсайдером с долей положительных ответов в 47,5%, немного ниже результата Самаркандской области. Лидером стала Хорезмская область с 61,8%, что на 3,4 п.п. меньше, чем в мае.
Инфляционные ожидания узбекистанцев продолжили снижаться второй месяц подряд. Инфляционные оценки также упали, приблизившись к мартовским уровням до отмены нулевой ставки НДС. За прошедший год сильный рост цен ощутили 44% жителей против 48,5% в мае. В горизонте месяца доля ощутивших рост цен упала с 27,7% до 22,2%. Инфляционные ожидания снизились по обеим временным рамкам, достигнув новых минимумов: 10,5% ожидают сильного роста цен в следующем месяце, а 24,8% – в течение года (в мае таких было 28,1%).
По официальной статистике, в июне зафиксирована месячная дефляция в 0,2%, однако годовая инфляция ускорилась с 10,55% до 10,6%. Сезонное снижение цен на овощи и фрукты (на 13,9% и 4,8% соответственно) положительно сказалось на настроениях жителей. Вопрос о наиболее сильно подорожавших товарах и услугах показал наиболее позитивный результат: 17,2% респондентов выбрали этот вариант, тогда как в мае их доля была 23,6%, а в июле прошлого года – 43%.
Категории «Услуги ЖКХ» и «Лекарства и медикаменты» продолжают занимать верхние строчки: в июне 50,4% заметили сильный рост цен на услуги ЖКХ (в мае – 44,1%), а по медикаментам – 32,2% (в мае – 29,5%). Вторая по значимости категория – «Мясо, птица» с долей в 42,2%. Восстановление доли тех, кто заметил рост цен на бензин и ГСМ, с 19,4% до 23,2% произошло на фоне увеличения цен на метан на 11,9% м/м.
Девальвационные ожидания в Узбекистане продолжили снижаться, достигнув рекордных минимумов: доля тех, кто ждет ослабления сума к доллару в течение 12 месяцев, упала с 63,4% в мае до 56% в июне. В горизонте одного месяца доля пессимистов снизилась с 43,5% до 35,7%. Сум укреплялся третий месяц подряд, что позитивно повлияло на настроения населения.
Узбекистан стал единственной страной в регионе с ростом пессимизма по сравнению с маем. Однако, снижение индекса оказалось небольшим, а по двум вопросам из пяти наблюдался рост позитива. Прогнозы по экономической ситуации на следующие 12 месяцев ухудшились особенно заметно на фоне отмены нулевой ставки НДС на услуги ЖКХ и лекарства, что привело к недавнему ускорению инфляции. Однако сезонное снижение цен на фрукты и овощи и месячная дефляция улучшили инфляционные оценки и ожидания, почти достигнув уровней марта.
Девальвационные ожидания в Центральной Азии показали разнонаправленное движение: в Узбекистане они снизились, а в Кыргызстане и Таджикистане наблюдался рост. В Узбекистане доля людей, ожидающих ослабления нацвалюты, снизилась на 7,4–7,7 п.п., достигнув рекордных минимумов. Динамика CCI в Узбекистане остается негативной, значительно отставая от Кыргызстана, где индекс потребительской уверенности достиг новых рекордов. Продолжение ускорения инфляции в Узбекистане может усугубить негативную динамику CCI.
Данияр Оразбаев, аналитик Freedom Finance Global, отметил, что июнь 2024 года был в целом позитивным для стран Центральной Азии. В Казахстане наблюдается рост индекса потребительской уверенности, который впервые с января преодолел нейтральную границу в 100 пунктов, особенно в оценке экономической ситуации и условий для крупных покупок. Кыргызстан обновил рекорд CCI, заняв второе место в регионе, опередив Узбекистан более чем на 10 пунктов. Большинство жителей Кыргызстана высказали позитивное мнение по вопросу крупных покупок, установив абсолютный рекорд. Лидер по индексу потребительской уверенности – Таджикистан – демонстрирует стабильность.
В Казахстане и Узбекистане аналитики ежемесячно собирают по 3600 анкет, в Кыргызстане – 1600, в Таджикистане – 1200. Исследования базируются на методологии United Research Technologies Group и адаптированы под локальные задачи. Анкеты собираются методом телефонного опроса на родном языке респондентов.
Комментарии