Выставку Dixit Algorizmi показали на биеннале в Венеции

Источник: Фонд развития культуры и искусства

В 2022 году Узбекистан впервые принял участие в Венецианской биеннале современного искусства. В рамках 59-й Международной биеннале современного искусства в Венеции Фонд развития культуры и искусства представил проект «Dixit Algorizmi – The Garden of Knowledge», созданный архитектурно-исследовательской студией Space Caviar (Джозеф Грима, Камило Оливейра, София Пиа Беленки, Франческо Лупиа) и куратором Шейдой Гомаши. Об этом Anhor.uz сообщили в пресс-службе фонда.

Павильон Узбекистана на 59-й Венецианской биеннале современного искусства станет размышлением о трудах Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми, ученого и эрудита, который родился и вырос в городе Хива и заложил основы различных направлений современной науки.

Проект «Dixit Algorizmi – The Garden of Knowledge» разбирает и подвергает сомнению устоявшиеся мифы о происхождении и бытовании цифровых технологий, используя современные художественные практики. Художники и кураторы исследуют истоки технологий и их связь с местами, эпохами и культурами, которые были надолго забыты или утеряны. В павильоне будут представлены различные точки зрения на технологии, а разнообразие, глубину и сложность этого явления обсудят участники обширной публичной программы.

«В 2022 году наша страна во второй раз станет участницей Венецианской биеннале. Открытие в прошлом году вызвало большой резонанс, и в этом году мы возвращаемся с новыми идеями и вновь бросаем вызов миру современного искусства. Мы гордимся, что в этом году наш проект вдохновлен наследием знаменитого на весь мир ученого Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми. Его Дом мудрости был площадкой для множества важнейших научных открытий, которые впоследствии стали основой развития современной науки. Мы очень благодарны нашим кураторам, которые предложили новые интерпретации работ великого эрудита через призму современного искусства и не побоялись затронуть темы, которые сегодня важны, как никогда», — отметила Саида Мирзиёева, заместительница председателя совета Фонда развития культуры и искусства.

Источник: Фонд развития культуры и искусства

«Интеллектуальное наследие аль-Хорезми — это блестящая иллюстрация сложных и нелинейных процессов, которые составляют историю идей. Аль-Хорезми — один из величайших ученых в истории человечества, знаменитый при жизни и легендарный после смерти, и все же знаем о нем мы очень мало. Мы очень рады, что тема, выбранная куратором Чечилией Алемани, соотносится с идеями и текущими направлениями работы фонда в области современного искусства, поскольку мы стремимся продвигать междисциплинарный подход во всех аспектах нашей деятельности. В течение всего времени работы выставки в павильоне будет идти насыщенная программа научно-популярных и узкоспециальных мероприятий. В этом году мы приглашаем выдающихся мыслителей, художников и кураторов в наш сад, место пересечения культурных дорог, вдохновленное Домом мудрости аль-Хорезми, и стать частью нашей публичной программы. Она соберет в пространстве павильона как уже состоявшихся художников, кураторов и теоретиков современного искусства со всего мира, так и молодых художников и кураторов из Узбекистана. В рамках программы состоятся панельные дискуссии, перформансы, а также традиционное узбекское поэтическое состязание. Эти мероприятия станут плодотворной почвой для диалога между узбекскими и международными художниками и кураторами и заложат основу для будущих совместных проектов», — сказала Гаянэ Умерова, исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства.

«Проектируя павильон, мы стремились отойти от классического представления об участии в международной выставке искусства, согласно которому павильон — лишь вместилище предметов. Мы вдохновлялись местом, где жил и работал сам аль-Хорезми и хотели бы, чтобы павильон стал местом, где создаются смыслы и происходит обмен идеями. Это так называемый Сад знаний, пространство, где смогут сосуществовать, взаимодействовать и трансформировать друга друга различные точки зрения и голоса — как из мира искусства, так и извне. Павильон — это пространство для размышления и созидания, место, где всякий получит возможность задуматься о высшем порядке вещей и по-новому взглянуть на развитие истории искусства, науки, технологий, философии и изобретений. В течение семи месяцев проведения биеннале мы бы хотели предложить художникам, исследователям, историкам, ученым, писателям и философам подумать о том, какой могла бы быть альтернативная современность, однако же, наша задача — не заменить существующие представления, но расширить их, опираясь на богатую историю, которая берет свое начало в далеких, а порой и вовсе неожиданных, местах и эпохах», — заявил Джозеф Грима, Space Caviar.

Сад знаний

Свои самые важные открытия аль-Хорезми совершил в Доме мудрости в Багдаде — исламский исследовательский и образовательный центр древности. Дом мудрости был точкой притяжения для ученых и мыслителей, считается, что его центром были формальные сады, выполненные в классической исламской традиции. Во время своего пребывания в Доме мудрости аль-Хорезми был участником несчетного количества научных исследований, над которым работало множество ученых и мыслителей эпохи. Пространственная организация павильона Узбекистана вдохновлена традицией исламского сада как места притяжения ученых и мыслителей, а сам павильон должен будет стать высокотехнологичным пространством исследования, рефлексии и эксперимента. Объединение и обмен опытом станут ключевыми идеями публичной программы, которая продлится все семь месяцев работы биеннале.

Параллельно с публичной программой, в павильоне развернется звуковая инсталляция «Velocity0», созданная узбекским музыкантом Аброром Зуфаровым и художником и композитором из Парижа и Токио Чарли Таппом. Инсталляция станет площадкой для международного эксперимента, в рамках которого музыканты со всего мира смогут поработать с алгоритмом «Velocity0», используя специально созданную платформу The Program.

Каждый участник программы сможет ввести в алгоритм свой набор данных, затем на его основе программа создаст уникальную генеративную партитуру, которая будет воспроизводиться до следующего обновления, встраивая звук в органический нелинейный нарратив звукового ландшафта. На фоне бесконечного алгоритмического концерта, исполняемого инсталляцией, пройдет несколько концертных программ. Первая программа, «Transcode/Transmute» — это серия концертов, составленных из фрагментов вековой музыкальной традиции шашмакама.

«Velocity0» — это бесконечно меняющаяся инсталляция, созданная художником Чарли Таппом. Компьютер запускает некую последовательность процессов, и 88 электромагнитов нажимают на клавиши сценического цифрового фортепиано Yamaha CP80. В 2021 году Аброр Зуфаров уже встречался в призрачным нейросетевым композитором в рамках выставки «Dixit Algorizmi» в Центре современного искусства (Ташкент, Узбекистан), где он создавал бесконечную партитуру, вдохновляясь законами и сложностями, возникшими в результате эксперимента.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.