ЕБРР прогнозирует улучшение экономических показателей Узбекистана
Согласно последнему докладу Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) «Региональные экономические перспективы» (РЭП), опубликованному сегодня, экономики Центральной Азии продемонстрировали уверенный рост в первой половине 2023 года. Этому способствовали возобновление международной торговли и туризма, а также высокий уровень миграции и денежных переводов из России. По данным банка, рост ВВП в регионе, вероятно, будет устойчивым на уровне 5,7 % в 2023 году и 5,9 % в 2024 году.
«Недавнее ускорение темпов экономического роста, вызванное увеличением государственных расходов, возобновлением полномасштабного экономического сотрудничества с Китаем, всплеском посреднической торговли с Россией, а также денежными переводами и релокацией бизнеса из России, вероятно, продолжится. Однако РЭП отмечает, что более высокая стоимость заимствований может повлиять на интерес к инвестициям в регион и их масштаб. В то же время недавние перебои с водо- и энергоснабжением могут подтолкнуть власти к проведению давно назревших тарифных реформ, а также к более эффективному управлению ресурсами», — говорится в сообщении.
Согласно прогнозу РЭП, рост ВВП Узбекистана достигнет 6,5 процента как в 2023, так и в 2024 году, чему будет способствовать сильный внутренний спрос, подпитываемый увеличением номинальной заработной платы и ростом объемов кредитования.
«Особенно впечатляющие результаты показали розничная торговля, строительство, сфера услуги и сельское хозяйство. Хорошо организованные первичные публичные размещения акций (IPO) и приватизация могут улучшить перспективы роста. К замедлению экономического роста могут привести сокращение денежных переводов (в первую очередь из России), износ инфраструктуры и проблемы с водоснабжением», — отмечается в докладе.
Согласно РЭП, экономика Казахстана вырастет на 5,0% как в 2023, так и в 2024 году, хотя неопределенность с ценами на нефть является существенным фактором риска. В стране наблюдается значительный рост в таких секторах, как розничная и оптовая торговля и строительство. Усилилась роль Казахстана в качестве торгового хаба, обслуживающего все рынки региона Центральной Азии, что выразилось в росте государственных и частных инвестиций в инфраструктуру, транспорт и логистические решения. В то же время, продолжение войны в Украине связано с существенными рисками для работы терминала Каспийского трубопроводного консорциума на Черном море, обеспечивающего львиную долю экспорта нефти из Казахстана.
Ожидается, что ВВП Кыргызстана вырастет на 4,6 процента в 2023 году и на 7 процентов в 2024 году. За первые семь месяцев 2023 года экономический рост замедлился до 2,9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из-за сокращения производства металлов (в основном золота) и замедления аграрного сектора. В то же время благодаря сильному внешнему спросу произошел существенный скачок в развитии текстильной промышленности. Также наблюдался значительный рост туризма, что, в свою очередь, привело к росту производства продуктов питания, гостиничного бизнеса, а также розничной и оптовой торговли. РЭП предупреждает, что экономический рост страны может быть ограничен дефицитом водных и энергетических ресурсов, а также вторичными санкциями, которым страна может быть подвержена в связи с ее активным участием в посреднической торговле с Россией.
Ожидается, что экономика Таджикистана продемонстрирует уверенный рост на уровне 7,5 процентов как в 2023, так и в 2024 году. Более тесное региональное сотрудничество, государственные инвестиции (особенно в водную и энергетическую инфраструктуру), приток денежных переводов из России и высокие показатели роста промышленности и сельского хозяйства являются ключевыми факторами роста. Замедление экономического роста в Китае и трансграничные конфликты на фоне дефицита водных ресурсов могут негативно повлиять на перспективы дальнейшего роста.
Рост ВВП не является главным показателем роста экономического развития. При таком росте внешнего долга, никакой рост ВВП не может сигнализировать об экономическом росте. Мы подсаживаемся на иглу внешних заимствований, а это еще никогда к добру не приводило.