Как работает подсанкционный импорт в Россию
Несмотря на масштабные санкции США и Евросоюза, Россия продолжает импортировать запрещенные к ввозу товары — от чипов и айфонов до запчастей для гражданской авиации и компонентов современных ракет, которые армия РФ использует в боевых действиях в Украине. Хотя в связи с ограничениями со стороны стран запада логистика усложнилась, объемы импорта в Россию через Китай, Индию, Турцию, ОАЭ и другие страны остаются огромными — к таким выводам пришло издание «Верстка», изучив закрытые данные российской таможенной статистики. Журналисты посчитали, сколько запрещенного санкциями товара попадает в Россию, и поговорили с логистами, экспедиторами и бизнесменами, которые объяснили, как работают схемы нелегальных поставок.
В самом простом виде почти любая схема по поставке в Россию санкционных товаров выглядит следующим образом. В третьей стране регистрируется компания, рассказали «Верстке» несколько человек, которые занимаются параллельным импортом. Затем эта компания либо выкупает на внутреннем рынке нужный товар, либо сама заказывает его напрямую у производителя и ставит его на реэкспорт в Россию. Регистрируют такие компании как россияне, так и иностранцы. Но вариант с иностранцем-учредителем — надежнее, потому что некоторые поставщики за этим следят, рассказали «Верстке» несколько человек, которые занимаются параллельным импортом.
Работающие на реэкспорт бизнесмены предпочитают регистрировать компании-посредники в нейтральной стране с крупной экономикой и активной международной торговлей. Например, в Китае или Турции. Страны выбираются импортерами исходя из того, какой товар и в каком количестве они собираются привезти. Так, для электроники наиболее часто используются Китай и Гонконг.
Для части поставок активно используются ОАЭ и страны бывшего Советского Союза — в том числе Казахстан, Кыргызстан, Армения и Узбекистан. В каждой стране есть свои особенности, утверждают бизнесмены, с которыми поговорила «Верстка». Например, в случае с Арменией, если партия большая и ее нецелесообразно везти самолетом, то ее отправляют по суше в Иран. А дальше на кораблях через Каспийское море везут до порта Астрахани. Такой сложный маршрут возникает потому, что сухопутной границы у Армении с Россией нет. А в Грузии могут возникнуть проблемы с транзитом санкционных товаров, говорит логист компании Right-flow Армен.
Часть товаров в Россию попадает с помощью малого бизнеса небольшими партиями. «Какие-нибудь реагентики привезти, оборудование — это легко», — продолжает Армен. Сложности возникают при крупных партиях. «Когда, например, контейнерами [товары] ходят, тогда Китай и Турция задействуются», — добавляет Армен. «Просто те маршруты, которые раньше использовались для ввоза маленького объема груза, сейчас используются для всего импорта в Россию», — объясняет он суть того, как устроен параллельный импорт.
После начала войны импорт в Россию падал, а в апреле 2022 года достиг минимальных значений. Но уже к сентябрю вышел на довоенный уровень за счет замены стран-импортеров. К октябрю 2022 года импорт в Россию из западных стран — Европы и США — сократился на 50 и 80% соответственно, подсчитали аналитики Silverado. Освободившееся после ухода европейцев и США место заняли Китай, Турция и государства СНГ. Торговля с этими странами значительно возросла. Например, экспорт Армении в Россию вырос на 187% за 2022 год и достиг 2,37 миллиардов долларов. Экспорт Казахстана в Россию за прошедший год увеличился на 25% и достиг 8,78 миллиардов долларов. Экспорт из Кыргызстана вырос на 250% и превысил 960 миллионов долларов. В том числе потому, что эти страны являются транзитными для санкционных товаров.
Сейчас по-прежнему можно привезти в Россию все что угодно, рассказывает бизнесмен Сергей. Он возит в Россию самые разные санкционные товары, в том числе запчасти для автомобилей. Всегда есть несколько вариантов маршрута, говорит он, и через Китай, и через Турцию, и через страны бывшего СССР. И точно также есть несколько вариантов по оплате, добавляет он.
Способ оплаты — важный элемент любой схемы параллельного импорта, говорят опрошенные «Версткой» импортеры. Один из самых простых и рабочих вариантов оплатить относительно не крупную покупку — до нескольких миллионов долларов — через взаимозачет. Есть некая организация с юрлицами в России и в еще нескольких странах. Клиент передает в России рубли. А уже иностранная компания, зарегистрированная в Китае, в ОАЭ или вообще в Кыргызстане, покупает на себя то, что нужно заказчику. «Например, сейчас у нас в работе груз — надо оплатить в Нидерландах, — приводит пример Сергей. — Оплачивается все через Гонконг. У меня у друзей есть фирма, у которой и в Гонконге есть офисы и склады, и здесь. Я здесь им просто в Москве отдаю деньги, а они дальше все оплатят через гонконгскую фирму». По словам Сергея, дальше его груз ввезут в Россию через Таджикистан.
Такое «посредничество» — тоже бизнес. У российской компании нет возможности зарегистрировать собственное юрлицо за границей. Тогда она за процент обратится к тем, кто предоставит ей эту услугу. Стоит это от 1,5 до 5%, рассказали «Верстке» несколько человек, которые зарабатывают на помощи с оплатой поставок из-за рубежа.
Используются и более классические способы оплаты — через межбанковские переводы. В случае с Китаем российским компаниям-импортерам иногда даже не нужна прослойка. Они могут заказывать товары напрямую у завода, а деньги переводить по инвойсу через SWIFT в юанях, рассказал «Верстке» один из импортеров, который работает с Китаем. Но если нужно через Китай заказать что-то из Европы и США, вот тогда уже понадобится китайская фирма, которая закажет товар, а потом поставит его на реэкспорт. Но важно, чтобы у этой компании бенефициаром был китаец, рассказывает он: «Европейские компании, если ты их заранее уведомляешь, что бенефициаром является россиянин, они тут же отказывают». Зачастую такая компания открывается в Гонконге, потому что из Гонконга деньги «улетают» в любую точку мира за 24 часа, говорит собеседник «Верстки».
При этом далеко не все китайские банки принимают переводы из России. Крупный, например, ABC (Сельскохозяйственный банк Китая) — связываться не станет, потому что он международный, у него есть отделения в США и Великобритании и ему проблемы не нужны. А вот банки поменьше, «которые не на слуху, какой-нибудь, скажем, Гуандунский банк — он с радостью примет российские деньги», рассказывает собеседник «Верстки».
Схемы с параллельным импортом работают в обе стороны. Таким же образом в Европу попадают запрещенные к импорту российские товары. Например, нефтепродукты. После начала войны Россия увеличила экспорт нефтепродуктов в страны Африки в более чем десять раз, говорится в свежем обзоре S&P Global. Те, в свою очередь, реэкспортируют их в Европу.
Комментарии