Иностранные инвесторы разочарованы в деятельности СЭЗ
Большинство иностранных инвесторов выразили сожаление, что инвестировали средства в свободные экономические зоны Узбекистана.
Таковы результаты исследования, проведенного Центром «Стратегия развития» совместно со Швейцарским фондом PeaceNexus.
Исследование проводилось в свободных экономических зонах «Ангрен» и «Навои», сказал в ходе круглого стола национальный консультант проекта Зиёдулло Парпиев. В течение двух месяцев проводились полевые исследования для выявления проблем в экономической, социальной и экологической областях деятельности СЭЗ.
Авторы пришли к выводу, что СЭЗ так и не стали локомотивами развития промышленности Узбекистана, их доля в общем промышленном производстве ничтожна. Эксперты отметили слабую кооперацию между свободными экономическими зонами, отсутствие единой государственной структуры, ответственной за координацию работы.
За последние два года в Узбекистане создано 18 свободных экономических зон. Первые же СЭЗ были созданы в 2008—2013 годах — «Навои», «Ангрен» и «Джизак». Всего в стране функционирует 21 свободная экономическая зона, из них 9 промышленных, 7 — фармацевтических, 2 — сельскохозяйственные, а также туристическая, транспортно-логистическая и по производству спортивного инвентаря.
При этом количество зарегистрированных участников составляет 402, из них свою деятельность начали всего 112 компаний. Такой разброс в количестве зарегистрированных участников и реально действующих предприятий объясняется тем, что многие СЭЗ только разворачивают свою деятельность.
Какие существуют проблемы в управлении
Управленческая структура СЭЗ делится четыре группы:
- дирекция свободной экономической зоны;
- административные советы, которые возглавляются хокимами местных областей, на территории которых находятся СЭЗ;
- на республиканском уровне — Минэкономики и Госкоминвестиции;
- республиканский совет по координации деятельности административных советов СЭЗ и МПЗ во главе с премьер-министром.
Сложная система управления создает много проблем, в первую очередь, инвесторам. Дирекции не имеют полномочий по предоставлению земель, зданий и сооружений потенциальным инвесторам. Решения принимаются административными советами и нередко затягиваются на долгие месяцы. При этом, тот же совет не может принимать решения по землям, зданиям и сооружениям, которые находятся на балансе министерств и ведомств республиканского подчинения.
На республиканском уровне существование Минэкономики и Госкоминвестиции создает путаницу при которой не ясно, кто за что отвечает.
Кроме того, многие СЭЗ открываются без подведения инженерно-коммуникационной инфраструктуры. Многие предприятия не имеют доступа к газу, воде, электричеству.
До сих пор Республиканский совет не имеет ясного юридического статуса, хотя его решения обязательны к выполнению. Отсутствие возможности обжаловать эти решения приводят к снижению доверия инвесторов к государственным органам управления.
Эксперты также отметили излишнюю централизацию полномочий по управлению и координации СЭЗ.
Согласование инвестиционных проектов, превышающих $5 млн, затягивается на уровне министерств и ведомств. Вместо того, чтобы создавать ускоренные условия для инвесторов, готовых вкладывать большие средства, наличие многоступенчатых сложных согласований, наоборот, затягивает процесс.
Авторы исследования отметили отсутствие единой стратегии привлечения иностранных и местных инвесторов в СЭЗ (веб-сайты СЭЗ не систематизированы, английская версия единого сайта https://sez.gov.uz/ru не разработана, информация об индивидуальных сайтах СЭЗ недоступна).
Результаты опроса среди инвесторов
Инвесторы также указали на некоторые проблемы, которые очень сильно мешают ведению бизнеса в свободных экономических зонах.
В первую очередь они отмечали сложности в получение рабочих виз. Ситуация в этой области должна измениться с принятием постановления президента.
Инвесторы также жалуются на долгие бюрократические процедуры и нереально большие сроки рассмотрения их обращений со стороны государственных органов власти. Решения о получении заключения Госкомэкологии и разрешения на строительство и подключение к инженерно-коммуникационным сетям затягиваются на многие месяцы.
Один инвестор, принявший участие в опросе, рассказал, что не мог получить заключение Госкомэкологии шесть месяцев, три месяца ждет разрешения на строительство.
При СЭЗ не созданы необходимые службы логистики, которые бы обслуживали участников свободной зоны. В СЭЗ «Навои» это объяснили тем, что на территории СЭЗ могут находиться только зарегистрированные участники.
Предприятия сталкиваются с проблемой покупки нужного объема сырья через Республиканскую товарно-сырьевую биржу. Это является одной из основных проблем, почему инвестиции, пришедшие в страну, не работают, а инвесторы не могут развивать свой бизнес дальше.
Кроме того, отсутствует информация на английском языке о процедурах получения необходимых разрешений.
Цены на услуги, оказываемые государственными компаниями (НАК и «Узбекистон темир йуллари») нередко завышены. Например, транспортировка одного 40-футного контейнера со станции «Тинчлик» в Навои до СЭЗ «Навои» (25 км) обходится в $500.
Вблизи СЭЗ не создана социальная инфраструктура, отвечающая требованиям инвесторов. Они предпочитают наведываться время от времени и, по возможности, в тот же день возвращаться в Ташкент.
Большинство иностранных инвесторов выразили сожаление, что инвестировали в СЭЗ. На вопрос: «Если бы была возможность заново принимать решение, куда бы инвестировали?», они называли Ташкенте и близлежащие районы Ташкентской области. Хотя в этих регионах они не получат налоговых льгот и других преференций.
Итоги изучения мнения работников СЭЗ и жителей близлежащих районов
Исследование выявило, что в некоторых предприятиях в свободных экономических зонах не созданы надлежащие условия труда и защита прав рабочих и служащих, занятых во вредном производстве. Требования по защите от пыли, шума и других вредных воздействий на организм рабочих и служащих не соблюдаются и защитные костюмы нередко игнорируются.
Во многих случаях не соблюдаются требования трудового законодательства по условиям работы и ночной смены. Они оплачиваются одинаково, что является нарушением Трудового Кодекса.
Рабочие нередко работают по 60 часов в неделю, но не получают сверхурочные за дополнительно отработанные рабочие часы. Заработная плата в расчете за один час отработанного времени, учитывая вредность производства, довольно низкая.
Общественный транспорт плохо организован, вследствие чего рабочие несут дополнительные расходы при транспортировке на работу.
Авторы исследования также пообщались с жителями близлежащих населенных пунктов. Оказалось, они плохо осведомлены о выбросах в атмосферу со стороны предприятий-участников СЭЗ.
В Ангрене не соблюдаются требования национального законодательства о выделении санитарной зоны между предприятиями и населенными пунктами.
Местное население не видит существенного улучшения условий жизни (доходов, улучшения окружающей среды, улучшение делового климата) вследствие деятельности свободных экономических зон.
Рекомендации
Местные и зарубежные эксперты, принимавшие участие в проекте, подготовили рекомендации по дальнейшему улучшению деятельности СЭЗ и направят их госорганы и правительство страны.
В частности, они рекомендуют разработать долгосрочную концепцию развития свободных экономических зон с учетом сравнительных преимуществ регионов и среднесрочный план действий на основе достижимых индикаторов и целевых параметров.
Кроме того, авторы исследования рекомендуют:
- внедрить принцип «одного окна» через Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции с максимальным упрощением процедур и сокращением времени получения всех разрешительных документов;
- разрешить компаниям, обслуживающим предприятия-участников СЭЗ, учредить и открывать свои филиалы на территории СЭЗ;
- упростить требования по разработке бизнес-планов и создать механизм обжалования решений Дирекций СЭЗ и Агентства при Кабинете Министров;
- разработать механизм оценки и мониторинга деятельности Дирекций СЭЗ.
- внедрить механизм предоставления дирекции СЭЗ право выдавать заключение о внесенных инвестициях (реинвестициях) и соответствии отдельным налоговым и таможенным льготам на основе данных налогового и таможенного комитета и других госорганов;
- для углубления кооперации и создания производственных кластеров, освободить участников СЭЗ от уплаты НДС во взаиморасчетах с другими участниками СЭЗ не зависимо от того, в каком СЭЗ они зарегистрированы;
- внедрить единый порядок уплаты разовых платежей и регулярных взносов во всех СЭЗ страны;
- совершенствовать единый вебсайт всех свободных экономических зон страны со страничками для индивидуальных СЭЗ на узбекском, английском и русском языках. Предусмотреть возможность получения полной информации о существующих возможностях на трех языках, а также возможность обращения с индивидуальными вопросами и обращениями.
Комментарии