«Обвиняют мигрантов, чтобы отвлечь население России от других проблем». Правда ли, что больше всего преступлений в России совершают узбекистанцы?

Фото: BBC

Ранее МВД России опубликовало данные о преступности среди иностранцев. По их словам, в России чаще всего к уголовной ответственности привлекаются граждане Узбекистана, в частности, в 2022 году около 40 процентов преступлений, совершенных иностранцами в России, были совершены узбекистанцами. Второе место занял Таджикистан (25 процентов), а третье место — граждане Кыргызстана (13 процентов).

BBC пишет, что эта новость привлекла внимание ведущих изданий региона, а также вызвала дискуссии между защитниками прав мигрантов из Центральной Азии и узбекистанцами, являющимися трудовыми мигрантами в России. Издание подготовило аналитическую статью на эту тему, дополнив ее мнениями и отношениями экспертов. Мы представляем материал как есть, без каких-либо изменений.

Самый большой рынок труда…

Россия каждый год нуждается в миллионах иностранных рабочих.

Годами большинство этих мигрантов составляют выходцы из Центральной Азии.

В частности, за последние три десятилетия Россия стала крупнейшим и традиционным рынком труда для большого числа узбекистанцев.

До пандемии коронавируса число граждан Узбекистана, вовлеченных в трудовую миграцию в Россию, исчислялось миллионами.

Миллиарды долларов денег, ежегодно отправляемые обратно гражданами, которые являются трудовыми мигрантами в России, особенно важны для поддержания и управления экономикой Узбекистана, имеющего самое большое население в регионе (более 36 миллионов — ред.).

Существование миллионов людей в Узбекистане, где большая часть населения по-прежнему проживает в отдаленных сельских районах, где глубоко укоренились безработица и бедность, зависят от этих средств, которые они (мигранты — ред.) отправляют обратно.

Эти деньги многие годы ослабляли социальную напряженность в стране и послужили поясом социальной защиты для правительства Узбекистана.

По этой же причине трудовая миграция Узбекистана, упомянутая в репортаже RTVI, одинаково важна для всех трёх стран Центральной Азии и их правительств.

Денежные переводы, отправляемые гражданами, работающими в России, составляют значительную часть ВВП Таджикистана и Кыргызстана, которые считаются относительно бедными в регионе.

Реакция других стран Центральной Азии, в том числе и Узбекистана, на новость о том, «сколько преступников» среди их граждан, пока не просматривается.

Однако эта новость в последние недели не преминула привлечь внимание ведущих изданий региона, она попала в заголовки газет, наряду с ведущими юристами, занимающимися защитой прав мигрантов из Центральной Азии, это вызвало также отклики и узбекистанцев, занимающиеся трудовой миграцией в России.

Один из них написал в социальных сетях: «Нужно чем-то обмануть уставшее от войны население. Оказалось, что есть около 5 миллионов мигрантов», — написал он.

«Давно наблюдаю. Пока выборы в России не завершились, проблема мигрантов стоит в повестке дня президента, Думы, местных выборов и губернаторов. Мигранты являются хорошим оружием или защитой в играх политических групп в России. Хорошая дойная корова для экономики. Есть и внешние факторы», — сказал другой.

С другой стороны, эта новость появилась в контексте того, что усилились рейды против Центральноазиатских рабочих-мигрантов в России, а оскорбительное отношение к ним становится все более заметными.

Усилия по их вербовке для войны в Украине, особенно из российских тюрем, где они отбывают наказание, активизировались, и такая ситуация, встающая во весь рост, серьезно усиливает обеспокоенность активистов и правозащитников в самой России, с другой стороны, Россия готовится к очередным президентским выборам, на которых главным кандидатом вновь видится действующий президент страны Владимир Путин.

Учитывая большое количество граждан, годами занятых в трудовой миграции в России, Узбекистан рассматривается официальным Кремлем как одно из наиболее эффективных средств давления на большинство стран Центральной Азии.

Так что же означают эти цифры? Насколько они реалистичны? Если сравнивать с количеством узбеков, занятых на различных работах, услугах и образовании в России, то насколько сенсационна эта статистика, то есть достойна ли она поднятия шума до такой степени, что она вынесена на первые полосы газет, или это в контексте украинской войны инструмент давления на страны региона на примере Узбекистана?

Узбекская служба Би-би-си задала аналогичные вопросы двум юристам по миграционному праву из Центральной Азии.

Батирджон Шермухаммад, основатель и руководитель проекта Migrant.uz:

Батирджон Шермухаммад: Я не знаю, откуда у RTVI эта информация. Я только что увидел новую информацию. Об этом 10 февраля сообщил Институт демографических проблем РАН. Согласно его данным, только 2 процента преступлений в России совершаются иностранными гражданами. Не так много, да и здесь, если посмотреть на их информацию, в основном совершают мигранты, в основном в городе Москве и Московской области. Конечно, судя по их большому количеству, это не новость. То есть сказано, что всего 2%, если смотреть на 2022 год, то такие же данные. Сравнение января-ноября 2022 года с 11 месяцами 2023 года показывает, что количество преступлений, совершенных преимущественно мужчинами и даже иностранными гражданами, даже сократилось на 1 процент. Такова информация, опубликованная этими учеными, взята из информации МВД. Помимо этой, я видел и другую информацию. Обнародовано РИА Новости. То есть об этом было объявлено 24 января этого года. По данным, опубликованным статс-секретарем заместителя министра внутренних дел России, 3,9 процента, то есть менее 4 процентов всех преступлений в России совершаются мигрантами.

В основном это граждане стран СНГ, а в 2023 году только 10,3%, то есть говорят, что можно увидеть рост почти до 10%. Об этом сообщил заместитель министра внутренних дел России в Госдуме. То есть, конечно, это преувеличенная информация, информация, изученная тем же RTVI. МВД России имеет официальный годовой отчет, публикуемый в виде документа. В отдельном разделе также есть информация о преступлениях иностранных граждан. А вообще говорят, что лишь 3-4 процента от общего числа преступлений совершаются иностранными гражданами. Сейчас неудивительно, что среди преступлений, совершенных иностранцами 40 процентов граждан Узбекистана. Потому что узбеки определенно составляют большинство. В целом более 40 процентов из всех патентов получено гражданами Узбекистана. Это также большинство по численности. Конечно, поскольку людей много, преступлений здесь также относительно больше, чем у других, это нормально, это неудивительно.

Такие преувеличения обычно делаются этими политиками, в зависимости от ситуации, перед выборами или в других ситуациях, и есть средства массовой информации, например, иногда есть националистические СМИ и политики, которые ненавидят этих мигрантов и всегда пытаются заставить их выглядеть плохо, на их новостных сайтах такие вещи преувеличивают, показывают однобоко, манипулируют, а также пытаются создать впечатление, что в основном мигранты замешаны в преступности. Я не знаю, какое давление эта информация может оказать на Узбекистан, может проявится позднее. Но, в основном, это те вещи, которые показываются и говорятся, чтобы сделать виноватыми мигрантов, чтобы отвлечь местное население, общество, общественность от социальных и экономических проблем, которые существуют во внутренней жизни, то есть в самой России. Это, чаще всего происходит перед выборами.

Вопрос: С другой стороны, исходя из ваших исследований и наблюдений, если имеются в виду только граждане Узбекистана, насколько тревожны тяжесть, количество и масштабы преступлений, совершаемых ими в России, что это за преступления и в чем их суть? Каковы основные факторы и причины, побуждающие их совершать подобные преступления?

Батиржон Шермухаммад: Количество преступлений, совершенных гражданами Узбекистана, невелико, то есть масштабы. Однако за последние три-четыре года тревожная ситуация с наркотрафиком, то есть преступлениями, связанные с поставками наркотиков, значительно обострилась. Очень много обращений и к нам, к примеру. Наших соотечественников привлекают к уголовной ответственности по таким статьям, сажают надолго — от 8 до 12, 15 лет, и это вызывает тревогу. Об этом говорилось несколько раз, мы говорим об этом в интервью, были передачи. Это не уменьшается. К сожалению, не только граждане Узбекистана, но и ситуация в России в целом, то есть количество организаций и частных лиц, занимающихся такой деятельностью, увеличилось, а если принять во внимание саму их активность, особенно в Интернете, мессенджерах, при необходимости они могут общаться с мигрантами на узбекском и таджикском языках. Мы видели предложения о работе. Вот что беспокоит. И, как правило, наиболее распространенными преступлениями, совершаемыми мигрантами, являются, на мой взгляд, в первую очередь преступления, связанные с этими поддельными документами, подделываются регистрация, другие документы. Кроме того, множество преступлений совершается против сексуальной свободы, покушения на честь или подобные действия. Есть разбои, воровство. Эти преступления совершаются чаще.

Вопрос: Как вы знаете, Россия на протяжении многих лет является крупнейшим рынком труда для миллионов узбекистанцев. Поэтому может ли такая официальная статистика, опубликованная в последнее время, оказать какое-то негативное влияние на миграционную политику России, на миграционный поток между Узбекистаном и Россией? В чем причина беспокойства Узбекистана?

Батырджон Шермухаммад: На мой взгляд, эти данные, эта статистика не влияют на отношения между Россией и Узбекистаном. У узбекской стороны нет оснований для беспокойства по поводу этой статистики. Но в целом рост в последние годы преступлений, связанных с наркотиками, о которых мы упомянули, определенно должен обеспокоить правительство Узбекистана. В целом нас особенно беспокоит рост подобных преступлений на фоне войны, связанной с Украиной. Потому что участились случаи вербовки, привлечения и поощрения наших соотечественников к участию в войне в местах лишения свободы. Исходя из этого, мы сказали, что до сих пор наше предложение — соглашение между Россией и Узбекистаном о высылке граждан, лишенных свободы, подготовленное в 2016 году и готовое к подписанию Россией, еще не подписано Узбекистаном. Несколько раз эти проблемы поднимались. Я лично несколько раз поднимал этот вопрос. Со стороны Узбекистана нет внятного ответа, никакой информации. Контракты такого типа заключены с Узбекистаном-Казахстаном, Узбекистаном-Турцией и другими странами. Если это соглашение будет подписано, то около 10 тысяч, может и больше, мы не знаем точных чисел, в последний раз в 2017 году сообщалось что в российских тюрьмах содержится около шести с половиной тысяч граждан Узбекистана. Появилась бы правовая основа, чтобы привезти этих граждан. В настоящее время существует правовая основа для задержания и доставки граждан, находящихся в розыске и эти вещи реализуются между двумя странами. Но нет ни соглашения, ни правовой основы для того, чтобы привлечь к отбыванию оставшегося срока наказания в Узбекистане тех граждан, которые привлечены к уголовной ответственности, то есть тех заключенных, которые отбывают наказание там. Именно поэтому сегодня наши соотечественники вынуждены долгое время находиться в тюрьмах России.

 

Второй юрист по миграционному праву:

«RTVI взяло преступления, связанные с мигрантами, не из общей статистики преступности, а в разрезе отдельных эпизодов преступлений.

То есть, если RTVI будет анализировать общую преступность, то получится, что оно будет, наоборот, оправдывать мигрантов.

Вместо этого, чтобы усилить ужас по поводу мигрантов, они навели панику, заявив, что узбеки и таджики совершают 36 000 из 40 000 преступлений.

При этом, по численности узбеков и таджиков больше, чем граждан других стран.

Глядя на один угол стола, как будто он забыл посмотреть на весь стол, он смотрит на один пазл большой картины, хотя этот пазл является частью большой картины, без большой картины этот маленький пазл не имеет какого-либо смысла и не может дать вывод, не может стать объектом отдельного анализа.

Действительно ли среди иммигрантов преступности больше?

Согласно официальной статистике МВД, в январе-ноябре 2023 года зарегистрировано 1 миллион 804 800 преступлений. Из них 785,2 тыс. не открыты. То есть раскрыто 1 019 600 преступлений.

Из этих 1 019 600 преступлений только 36 600 совершены иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории России. В процентном отношении это означает 3,59%. То есть только трое из 100 преступников — мигранты.

Столь небольшие цифры показывают, что ситуация совсем не страшная.

 

Возможно, что тогда причина паники – показатели прошлых лет?

По данным МВД, в 2022 году было зафиксировано около 2 миллионов преступлений. Точнее, 1966,8 тыс. преступлений. Из них раскрыто 1 062 300 преступлений. Из более чем миллиона преступлений всего 40,200 совершены в России иностранцами. По подсчетам, мигранты причастны лишь к 3,78% преступлений. Даже в 2022 году только трое из 100 преступников были мигрантами.

В 2021 году зарегистрировано 2 004 400 преступлений. Раскрыто 1 071 100 преступлений. Из выявленных преступлений 36,4 тыс. совершены мигрантами. В процентном соотношении в 2021 году 3,4% или вновь только трое из 100 преступников — мигранты.

В 2020 году раскрыто 1 080 400 преступлений. Мигранты совершили 34,4 тыс. преступлений, процент 3,18%. То есть только трое из 100 преступников — мигранты.

В 2019 году зарегистрировано 1 109 100 преступлений. Мигранты совершили всего 34,9 тысячи преступлений, или 3,15 процента. По-прежнему трое мигрантов из 100.

Доля преступников-мигрантов в 2018, 2017, 2016 годах и ранее не превышала 3%. То есть уже много лет только 3 из 100 преступников в России являются мигрантами. Устойчивость?

Статистика — такая скучная вещь. Если посмотреть статистику, то можно увидеть, что массовая «истерия» в СМИ по поводу преступности мигрантов необоснованна.

 

Скептики спрашивают, тогда откуда взялась паника…

Может быть, статистика осужденных преступников-мигрантов пугает?

Судебный департамент Верховного суда РФ сообщает, что в 2022 году было возбуждено 614 7579 уголовных дел, среди обвиняемых 21 802 мигранта. Это означает, что только 3,8 процента всех преступников, находящихся в судах, были мигрантами. Проще говоря, по данным суда, из каждых 100 преступников трое — мигранты. Как и статистика МВД РФ.

В 2021 году по России были осуждены 579 тысяч человек. 3,3 процента из них – иммигранты.

В 2020 году были осуждены 565 тысяч человек. В 2020 году количество мигрантов, осужденных судом, составило 3,5 процента.

Прогнозы о резком росте преступности среди иммигрантов во время кризисов, таких как пандемия, не оправдались. Опасения по поводу большого количества преступников среди иммигрантов оказываются ложными и необоснованными. Наша цель – не натравливать иммигрантов на русских. Просто еще раз подчеркну, что измышления и ложь о мигрантах не соответствуют реальной правде».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.