Зафар Хашимов ответил на статью экономиста Тиллаходжи Алимухамедова о деятельности хокима

Источник: Alter Ego

Редакция Anhor.uz публикует мнение Зафара Хашимова, основателя ИП ООО Anglesey Food на статью экономиста Тиллаходжи Алимухамедова.

Сегодня нечаянно наткнулся на эту статью в «Анхор», где экономист пытается проанализировать итоги четырехлетней деятельности хокима города Ташкента Джахонгира Артыкходжаева на основе экономических показателей.

Мои читатели знают, что я достаточно объективно и беспристрастно отношусь к хокиму города, более того, считаю, что есть моменты, где он вполне заслуживает критику. Но, если говорить конкретно про экономику города, то цифры тут вещь упрямая и они показывают на явный успех проводимой в городе экономической политики.

Автор статьи, нужно отдать ему должное, перечислил ряд важных показателей роста экономики города, однако в дальнейшем его попытки раскрасить эти успехи в тёмные тона не выдерживают никакой критики и я не могу их назвать иначе, как предвзятыми и притянутыми.

Я мог легко пройти мимо этой статьи: люди всякое пишут про него, но цифры, которые «насиловал» автор статьи, чтобы притянуть их к своим утверждением, ну и, конечно, тот факт, что я всё же математик и не переношу глумление над логикой, заставило меня написать этот пост.

Начну по порядку. Что мы имеем:

  1. Рост доли Ташкента в растущем ВВП страны с 13,1% до 16,6%. При этом заметим, что за этот период и ВВП показал уверенный рост: за четыре года с 2018 по 2021 ВВП страны вырос на 17 %, с 59.16 млрд долларов до 69.20 млрд. То есть, ВРП Ташкента вырос за тот же период на 48% с 7,75млрд долларов до 11,49 млрд долларов. Другими словами, в среднем экономика Ташкента росла почти в три раза быстрее, чем в среднем по стране. Это очень впечатляющие цифры.
  1. Также автор отмечает рост ВРП Ташкента на душу населения, примерно в таких же значениях: 53,4%, при росте этого показателя по стране в 29,4%, опять же, если верить данным автора.

Но вот после этих двух показателей у автора начинаются, что называется, танцы с бубнами.

Во-первых, автор очень хочет нас убедить, что рост экономики города достигнут исключительно за счёт роста строительства, причём в ущерб промышленности. Для пущей убедительности экономист оперирует динамикой удельных долей в процентах обеих отраслей в общем ВРП города.

Так, доля промышленности в экономике города, по данным автора, «упала» с 36,4% до 34,5% между 2018 и 2021, тогда как доля строительства за тот же период выросла с 8,1 % до 10%. Выглядит, как неоспоримое утверждение, но… надо всё-таки учитывать, что это проценты от разных показателей. Так, в 2018 это было 36,4% от 7,75 млрд долларов или 2,82 млрд долларов, а в 2021 году это было 34,5 %, но уже от 11,49 млрд долларов или 3,96 млрд долларов.

Нетрудно подсчитать, что объём промышленного производства в городе вырос за этот период на 41%, что на 34% выше, чем рост ВВП страны за тот же период. Таким образом, беспристрастная констатация этих данных должна быть такой: локомотивами роста экономики города стали промышленность, строительство и услуги, при этом рост строительства имел опережающие значения, а не вот это вот всё.

Во-вторых, точно таким же образом господин Алимухамедов хочет убедить своих читателей, что малый бизнес в городе сокращается. На самом деле, нет. Той же методикой легко подсчитать, что рост малого бизнеса составил в абсолюте 12,6% с 4,91 млрд до 5,53 млрд. На фоне ошеломляющего роста экономики города этот показатель и вправду выглядит скромно, но нельзя смотреть на цифры без знания контекста.

В 2018 году в стране действовала старая налоговая политика, суть которой было в том, что режимы налогообложения привязывались к количеству работников предприятий – чем меньше работников, тем благоприятней режим. Да и определение малого предприятия было в 2018 совершенно другим, чем сейчас, а именно, учитывалось только количество работников. Это заставляло многие предприятия искусственно дробиться, занижать количество сотрудников и, таким образом представляться малыми предприятиями. После успешного внедрения новой налоговой политики, многие предприятия, особенно промышленные и торговые стали быстро укрупняться, всего на всего объединяя свои уже действующие на тот момент «малые» предприятия и «набирая» работников, как минимум, в количествах, близких к реальным. Другой фактор укрупнения — это естественный или органический экономический рост, на который, кстати, ссылается и сам автор: укрупнение предприятий помогает повышать производительность труда, сокращать издержки, снижать себестоимость и т.д. Естественно, что предприниматели, используя появившиеся в последние годы возможности, которые создаются для бизнеса, с удовольствием расширяют и укрупняют свои предприятия.

Но и при этом, по оценкам того же Мирового банка [вероятно речь идет о Всемирном банке – прим. ред.] по показателям скорости укрупнения хозяйствующих субъектов, Узбекистан сильно отстаёт от показателей развивающихся стран.

Для полного разгрома тезиса автора о притеснении малого бизнеса в Ташкенте остаётся лишь добавить, что за последние только три года количество субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предприятий в Ташкенте выросло более, чем в два с половиной раза.

И, наконец подходим к пункту об инвестициях: прямых и кредитных. Автор и тут, уже в третий раз разыгрывает фокус с долями в растущих (!) общих значениях. Автор рассказывает, что Ташкент в 2021 привлёк 21,7% от всех инвестиций в стране. По этому показателю Ташкент вырос на 80% (было 12%), при этом мы даже не говорим о том, что и абсолютные объёмы привлечённых инвестиций между 2018 и 2021 многократно возросли. Автор прав утверждая, что прямые иностранные инвестиции (ПИИ) это, своего рода показатель доверия к экономике города/страны со стороны иностранных инвесторов. Так вот, 17,6% из этой доли 21,7 % по утверждению автора являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ), другими словами, это 3,8% от объёма общегосударственного показателя. Но тот же показатель в 2018 был бы (17,6% из доли в 12%) -2,11%. То есть, опять же, доля ПИИ в экономику Ташкента, даже без учёта роста абсолютных значений инвестиций в экономику города, выросла на те же 80%.

Я намеренно не буду комментировать личные критические замечания, которые автор отпускает в адрес хокима города, это его мнение и его право высказывать своё отношение. Я лишь категорически против, когда люди манипулируют цифрами, устраивая фокусы, притягивая данные, что называется «за уши», чтобы обосновывать свои личные суждения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.