«Знаете ли вы узбекское кино?» История узбекского кино, этапы развития и его роль в жизни зрителя

Фото: Anhor.uz

Наверное, будет правильно начать с истории узбекского кино, чтобы познакомить зрителей Anhor.uz с кинограмотностью и ее местом в пространстве медиаинформационной грамотности. Наши сегодняшние собеседники – Феруза Файзиева, кандидат искусствоведения, доцент, преподаватель УзГИИК, киновед и Мухаббат Абдуллаева, актриса Государственного драматического театра Узбекистана, награжденная орденом «Дўстлик». Добро пожаловать.

Б. Каримов: Мастера узбекского кино создали уникальную школу узбекского кино. Исчезла ли эта школа в последние годы или нет, и как традиции этой школы отражаются в снимаемых фильмах?

Ф. Файзиева: Традиции узбекской киношколы живы и сегодня. Мы можем легко увидеть это в создаваемых сегодня фильмах. Например, это проявляется в драматургии, режиссуре, актерском поиске, открытиях и находках. Также они очевидны и на примере жанров, их драматургии. Традиции этой школы мы видим в сотрудничестве сценаристов и режиссеров.

М.Абдуллаева: Узбекская киношкола, конечно, переживала тяжелые времена. Однако традиции этой школы постепенно восстанавливаются в соответствии с требованиями современности. Эти процессы требуют больше работы и больше усилий от наших молодых работников кино. Например, фильм «Свадьба в трауре». Могу смело сказать, что традиция наставник-ученика продолжается и у современных сценаристов. Например, сценарист Шоира Гиёсова подражает Абдулле Кадири и воспевает в своих произведениях национальный характер и традиции.

Б. Каримов: Совместный творческий поиск режиссера, оператора и актерской группы создают цельную работу. Является ли упомянутый выше фильм «Свадьба в трауре» и другие произведения средством просвещения аудитории и в каком направлении они служат повышению уровня грамотности населения?

Ф. Файзиева: Например, если мы рассматриваем фильм как художественное произведение, то мы наблюдаем в нем художественные элементы, и эти художественные элементы должны служить развитию мышления зрителя, расширению его мировоззрения, мотивации. Правда, у нас есть и другая категория фильмов, в которых мы видим образы и средства выражения, имеющие образное, абстрактное значение. Особенно в фильмах Сабира Назармухаммедова. То есть через символы, примеры. Символы и образы в таких фильмах, как «Поля, оставленные моим отцом» и «Ибрат», созданных в первые годы независимости и поставленных Джахангиром Касымовым, используются как средства художественной выразительности для передачи идеи, которую автор хочет передать посредством исполнительского мастерства.

У нас также есть фильмы, несущие пропагандистский потенциал. Например, хотелось бы отметить фильмы режиссера Хилола Насимова. Можно сказать, что «Обманутая женщина», «Одноклассники» или «Ажал жодуси» (Очарование конца/смерти)— это результат усилий по донесению до зрителей тех пороков, которые сегодня существуют в нашем обществе, посредством кинопропаганды. То есть фильмы не только развлекают, но и побуждают людей быть грамотными в жизненных вопросах.

М.Абдуллаева: Я не думаю, что просмотр фильма или сериала воспитает аудиторию. Каждый зритель отбирает то, что ему нужно. В наше время газеты и книги, к сожалению, читают редко. Социальные сети имеют большое влияние на нашу молодежь. Когда люди видят молодых людей, сидящих в телефоне и социальных сетях, они говорят, что они играют. Нет. Они учатся в социальных сетях. У каждой сети есть свой читатель. Наша молодежь учится не по фильмам, а по тому, что они видят в своей жизни.

Я думаю, что ваш проект «Знаете ли вы узбекское кино?» будет служить хорошей цели. У молодежи нет времени сидеть и смотреть телевизор, а ваш проект могут посмотреть пользователи социальных сетей на ходу, и такие проекты полезны для зрителя.

Наша цель – более широко популяризировать и развивать узбекское кино и культуру. Я считаю, что кино – это не только средство просмотра, но оно должно быть настоящей духовной пищей для зрителя.

Б.Каримов: В узбекском кинематографе часто звучит словосочетание коммерческое и государственное кино, но для рядового зрителя любой фильм считается продуктом узбекского кино. В чем разница между этими понятиями?

М.Абдуллаева: Сначала было только государственное кино, потом художественная сфера была вынуждена войти в рыночную экономику, дали шанс и частным киностудиям. Сначала лучше выслушать мнение эксперта Ферузахон, потом я представлю свое мнение как актера.

Ф. Файзиева: В настоящее время студии в форме обществ с ограниченной ответственностью имеют возможность снимать фильм и легко его продавать. Именно это привело к формированию направления, называемого коммерческим кино. Мухаббат опа прекрасно знает, как это было: в первые годы независимости государственные киностудии оказались в плачевном положении. Именно в этот период фильмы таких частных студий помогали артистам зарабатывать на жизнь.

Что касается первых фильмов, то «Испытания любовью» и «Сарвиноз» относятся к числу продуктов этих коммерческих студий. Позже на экраны стали выходить развлекательные и, в некоторых случаях, поверхностные фильмы, такие как «Бойвачча», «Супер келинчак», «Келгинди Келин», «Шамурод и Дурдона». У зрителей возникла мысль, «почему узбекское кино так обмелело?» После этого, вместо того, чтобы останавиться и расти, продолжали форсированно снимать фильмы, а в кинематографе разделились появились понятия государственного и коммерческого кино.

Б. Каримов: Среди фильмов, сделанных коммерческими студиями, на мой взгляд, были и хорошие фильмы. Например, картина «Шаги», в которой снялась Мухаббат Абдуллаева. Этот фильм вывел на экран социально-болезненную тему торговли людьми, показал правду о жизни ее жертв.

М.Абдуллаева: Правильно, создана хорошая работа, поднимающая актуальную проблему. В ней мужественно поднимаются болезненные проблемы. Персонаж, которого я играл, также был важен для раскрытия темы . Например, есть еще один аспект, который меня беспокоит. После того, как наше кино пошло своим путем, а сериалы перешли в руки частных студий, они стали мельчать.

Б.Каримов: Можно ли в создаваемых художественных фильмах наблюдать элементы художественного языка кино. Существуют также понятия медиаязыка в кино, как и в какой форме он преподносится зрителю?

Ф. Файзиева: Если вы помните, был снят первый фильм «Маруф и Шариф». Бухарский диалект использовался для того, чтобы рассмешить людей. Но как долго это продолжалось? Мы убедились, что это было ненадолго. В художественных произведениях должны использоваться литературные языковые нормы. Будь то продукция коммерческой или государственной студии, необходимо обращать внимание на языковые нормы.

М.Абдуллаева: Диалект имеет право на жизнь, если он средство художественного выражения, в каком-то эпизоде. Например, если актер играет человека из села, если он воплощает образ человека из Бухары, Андижана, Каракалпакстана, он может выражаться на диалекте.

Ф. Файзиева: Однако здесь важен вопрос меры. Потому что когда мера нарушается, она разрушает элементы искусства. Если будет нечто искусственное, то это будет признано нарушением норм языка. Есть фразы, которые звучат в некоторых наших фильмах: «Сава», «Салют». Они стали своеобразными мемами среди молодежи. Этот пример показывает, что наши фильмы являются не только средством развлечения, но и пропагандой каких-то образцов.

Б. Каримов: Например, возрождение Ташкентского международного кинофестиваля произвело кардинальный поворот в развитии узбекского кинематографа? Каковы достижения узбекского кино в Центральной Азии и зарубежом?

Ф. Файзиева: В возрождении Ташкентского кинофестиваля есть свои плюсы. Потому что мы знакомимся с работами зарубежных кинематографистов. Еще одним примечательным аспектом является успех на предыдущем кинофестивале и международное сотрудничество, результатом которого стал фильм «Алибаба и 40 разбойников». Картины «Моя любовь, моя печаль», созданные совместно с турецкими кинематографистами, являются положительным результатом этого фестиваля. Возрождение фестиваля показывает, что у нас большие цели. Мы верим, что он внесет достойный вклад в развитие нашего кинематографа и в будущем поможет создать фильмы, достойные «Оскара».

Б. Каримов: Уважаемые зрители, наши беседы с представителями искусства и науки в рамках проекта «Знаете ли вы узбекское кино?», продолжатся. Выражаем благодарность нашим сегодняшним гостям Мухаббат Абдуллаевой и Ферузе Файзиевой. Продолжим изучать искусство кино.

Беседовал Бобур Каримов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.