Контроль над ННО стал более детальным и строгим

Контроль над ННО стал более детальным и строгим

В Парламенте обсуждается законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием деятельности негосударственных некоммерческих организаций».
 
– На основе анализа законодательства, практики деятельности ННО и зарубежного опыта проектом предлагается внести изменения и дополнения в Кодекс об административной ответственности (КоАО), законы «О негосударственных некоммерческих организациях» (далее – Закон), «Об общественных фондах», «О банковской тайне» и «О благотворительности», – комментирует проект  Полянте СВЕШНИКОВ, член фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса. – В частности предусматривается внесение изменений в статью 8 Закона.
 
Важное условие при проведении мероприятий – соблюдение принципов открытости деятельности ННО, условий их непротиворечия национальному законодательству, ментальности общества, обеспечения принципа адресности и конкретики. Проведенный мониторинг показал, что на мероприятиях отдельных ННО рассматриваются вопросы, не соответствующие их целям и задачам.
 
Для упорядочения вышеуказанных отношений необходимо закрепить в статье 8 обязанность ННО согласовывать с регистрирующим органом проведение мероприятий, при этом данная дефиниция, как указано выше, не распространяется на политические партии.
 
Также нововведением являются дополнительные обязанности ННО – информирование регистрирующего органа о визитах представителей ННО в иностранные государства, связанные с деятельностью организации, согласование получения от иностранных физлиц, организаций и государств денежных средств и имущества.
 
Международные и иностранные организации могут выделять различные средства для финансирования деятельности ННО Узбекистана. Но при этом не исключено, что путем такой поддержки они могут оказывать предвзятое влияние на интересы общества и государства, т.е. эти вливания могут использоваться как для развития Узбекистана, так и для дестабилизации политической обстановки. Некоторые события в ряде стран негативным образом сказались на стабильности гражданского общества, свидетельствуя о вовлеченности в эти процессы общественных организаций, которые, получив большие финансовые средства из-за рубежа, выполняли иностранные заказы вплоть до организации «цветных» революций.
 
Порядок согласования с регистрирующим органом мероприятий, получения от иностранных физлиц, организаций и государств денежных средств и имущества будет определяться Правительством страны.
 
Проектом вносятся изменения в статьи 9, 21, 27, 30 и 36, направленные на урегулирование вопросов аккредитации иностранных граждан, порядка госрегистрации, постановки на учет, перерегистрации и ликвидации, на конкретизацию статуса ННО, в том числе их международных представительств и филиалов, головная организация которых находится за пределами Узбекистана, а также вносится уточнение в список документов, представляемых для госрегистрации ННО.
 
В законопроекте в статьях 4 и 5 дается определение международного фонда, а в статье 6 предусматривается порядок открытия его представительств и филиалов. Уточнения в статьи 13–17касаются госрегистрации фонда, постановки на учет его представительств и филиалов, а также отказа в этом.
 
Обсуждаемым проектом изменениями в статью 22 Закона «Об общественных фондах» определяется точный размер первоначальных средств, необходимых для создания общественных фондов, закрепляются нормы, запрещающие участие в уставном капитале ННО коммерческих организаций.
 
Дополнения в Закон «О банковской тайне» обеспечат открытость и транспарентность деятельности ННО, мониторинг расходования ими средств и своевременное принятие необходимых мер реагирования. Министерство юстиции будет вправе получать сведения о ННО, составляющие банковскую тайну, если эти сведения необходимы для осуществления возложенных на министерство задач в сфере соблюдения требований законодательства.
 
Проектом предлагается исключить часть вторую статьи 6 Закона «О благотворительности», т.к. согласно его статье 4 благотворительность осуществляется в самых различных целях и такие функции выполняют все виды ННО.
 
Область деятельности национальных ННО достаточно разнообразна и многогранна, и они вполне вправе заниматься благотворительностью, даже если в наименованиях организаций нет слова «благотворительность». Исключение данной нормы не будет препятствием для регистрации ННО в качестве благотворительной организации, так как ее самая главная суть не в наименовании организации, а в функциях, целях и задачах.
 
Внесение изменений и дополнений в статьи 239 и 2391 КоАО преследуют дальнейшую либерализацию и демократизацию законодательства об ННО.
 
Поскольку деятельность ННО носит некоммерческий характер и направлена на защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, достижение социальных, культурных, образовательных и иных общественно полезных целей, санкции указанных статей, устанавливающие ответственность должностных лиц ННО, снижаются: вместо штрафов от 50 до 100 МРЗП будут штрафы от 15 до 30, а от 100 до 150 – от 30 до 50 МРЗП.
 
В редакции статьи 239 КоАО существует норма, предусматривающая ответственность должностных лиц ННО за проведение мероприятий без согласования с регистрирующим органом. В эту норму вносится дополнение, касающееся нераспространения вышеуказанной обязанности на политические партии.
 
В этой же статье закрепляется ответственность должностных лиц ННО за получение без согласования с регистрирующим органом денежных средств и имущества из-за рубежа от иностранных физических лиц, организаций и государств. Данная норма вносится в целях упорядочения вопросов внешнего финансирования ННО.
 
В соответствии с законодательством ННО раз в год представляет в регистрирующий орган отчет о своей деятельности. Эта процедура порой является единственным источником определения соответствия ее деятельности законодательству и уставу. Однако есть случаи, когда ННО представляют в регистрирующий орган недостоверные сведения о своей деятельности.
 
Поэтому за представление ННО ложных данных о своем функционировании вводится мера правового воздействия, направленная на повышение ответственности должностных лиц ННО, внесением дополнения в статью 239 КоАО, устанавливающего ответственность за такое деяние, сообщает Норма.
 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.