«Красный свет». Ждёт ли Кыргызстан «афганизация»?
Кыргызстан одна из стран, которая имеет общую границу с Узбекистаном. Спокойствие и процветание соседей – гарантия спокойствия на границах, развития добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества.
Anhor.uz представляет статью эксперта по Афганистану, который опираясь на исторический опыт Афганистана пытается понять схожесть и различия путей развития общественных отношений в Кыргызстане.
Деятельность религиозных течений и движений в Кыргызстане напоминает, так называемое, «десятилетие демократии» времен Захир Шаха в Афганистане.
Пожалуй, единственной роковой ошибкой этого короля было то что, приняв новую конституцию (в 1964 году) он дал волю всем политическим силам, существующим в стране. Таким образом, он бросил Афганистан в пасть коммунистов (Народно-демократическая партия), маоистов (партия «Шуълаи джовид (Вечное пламя)», ихванистов (движение «Ихван-ул-муслимин») и многих других организаций, различного направления, в том числе националистических, как «Афганмиллат» пуштунских и таджикских националистов «Ситами милли».
Первым результатом этого «десятилетия» стал государственный переворот 1973 года, когда его двоюродный брат Давудхан с помощью генерал-коммунистов армии свергнул его самого. Афганистан не может разобраться со своей проблемой уже 60 лет, если не считать, что это страна уже третье столетие как превратилась в поле битвы главных игроков «Большой игры» — Британии и царской России, США и СССР, а после распада союзного государства России и США.
Индия и Пакистан, а также Иран с Саудовской Аравией тоже потратили огромные финансы для своего присутствия в этой стране. Все это превратило Афганистан в руины. История показывает, что коммунисты и маоисты, искусственно созданные прокси – силы СССР и Китая, показали свою недееспособность, так как не имели исторических корней в афганском обществе.
Коммунизм не пригодился даже самим русским и их территориям влияния в Восточной Европе, Прибалтике, Кавказе и Средней Азии. Советский Союз, даже путём военного вторжения и вмешательства, не смог защитить прокоммунистическое правительство Давудхана и коммунистический режим, которые правили страной с 1973 до 1992 года. У китайских ставленников была одна задача – препятствовать насаждению советского влияния.
Ихванисты, преследуемые Шахом, и его двоюродным братом Даудханом, а позже коммунистами, с поддержкой и непосредственным финансированием США, Пакистана, Саудовской Аравии, Ирана и других стран, взяли реванш и в конце концов, пришли к власти в 1992 году. Они были отстранены от власти новым движением Талибан, представителями идеологии девбанди, более близкие к ваххабитам и такфиритам, что не случайно их поддерживали Пакистан – «азиатский представитель Британии и США», Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.
Военное вмешательство «самой крупной военной и экономической державы» США в 2001 году и свержение Талибана, также не помогло принести мир и процветание в Афганистан. Эта страна стала «вторым Вьетнамом» и «самой долгой войной» для США и НАТО. Талибы опять вернулись, но в этот раз под покровительством России, Ирана и Пакистана. И самое главное, мечта многострадального афганского народа о мире и стабильности еще далеко за горами.
Ждет ли Кыргыстан «афганизация»?
Сразу отмечу, что граждане, с которыми мне пришлось поговорить о деятельности религиозных течений и школ в Кыргызстане, просят не упоминать их имена. Они прямо говорят, что их негативные высказывания об экстремистских и террористических организациях могут навлечь большие проблемы, так как такие силы в Кыргызстане действуют свободно. Они с огромным удовольствием описывают ситуацию в республике.
И когда глубже уходишь в ход изучения вопроса, всё больше беспокоишься о будущем этой страны и в целом Центральной Азии.
Цифры поражают. В стране действуют более 100 исламских учебных заведений — 10 институтов, 1 университет, остальные медресе. Абсолютное большинство этих заведений частные – негосударственные (для сравнения: в Узбекистане, где более 30 миллионов населения, их 10 (не государственные), в Таджикистане (численность населения 9 млн. человек) всего лишь один исламский институт, а в Казахстане (численность населения 18 млн. человек) их почти 30, и все государственные).
Кыргызские медресе и институты существуют на пожертвовании благотворительных фондов. В стране действует 80 фондов и НПО религиозного характера, которые финансируются из–за рубежа. Члены Талибан – дети афганских беженцев времен джихада против СССР тоже воспитывались в таких неофициальных медресе Пакистана, которые существовали на деньги Саудовской Аравии и других стран Залива.
В отличие от Пакистана, в Кыргызстане всё это происходит в мирное время, и, как видно, с официального согласия властей. Правительство этой страны утвердило перечень исламских вузов за рубежом, преемниками которых и должны были бы стать кыргызские религиозные школы, но, по словам моих собеседников, этот процесс никем не контролируется.
Между тем, исследование проведенное в мае 2017 года неправительственной организацией Булан Институт (Bulan Institute for Peace Innovations), которая финансируется из Женевы (Швецария), предоставила статистику, которая отличается от данных официальных экспертов.
Согласно ему, в Кыргызстане зарегистрировано 112 религиозных учебных заведений, с учетом 102 медресе, из которых действуют 78, где обучаются 6 тысяч учеников.
В странах ЦА религиозные учебные заведения регистрируются по инициативе муфтиятов или комитетов по делам религии и действуют под жестким контролем властей. Но в Кыргызстане такие заведения могут открыть бизнесмены, мечети, зарубежные фонды или финансовые покровители.
Кыргызские власти обосновывают это тем, что 90% населения страны являются мусульманами и верующими, соответственно, имеют естественное и законное право иметь религиозные медресе, особенно, когда вся это процедура контролируется Духовным управлением мусульман Кыргызстана (ДУМК).
Нурлан Исмаилов, член Совета безопасности этой страны говорит, что в отличии от таких стран, как Египет, Пакистан, Саудовская Аравия и даже Турция, Кыргызстан является многоконфессиональной, многонациональной, светской и демократической страной.
В 2014 году Совет безопасности Кыргызстана принял «Концепцию государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы”, одной из целей которой является реформа религиозных учебных заведений и усиления контроля над их деятельностью. Эта концепция была представлена на обсуждение широкой общественности, что заслуживает всяких похвал.
Однако, из того же доклада Булан Института выходит, что добрая воля и добрые намерения кыргызских властей до сих пор давали противоположный результат.
Сами структуры после общей аттестации пришли к выводу, что 92% руководителей медресе не имеют светского образования. Мониторинг всех медресе показал, что 27 из них не отвечают требованиям. В 2013 году Совет улемов Кыргызстана подготовил единую программу обучения в медресе, но ее не соблюдают абсолютное большинство медресе. Обучение во многих из низ ограничивается заучиванием Священного Корана.
В докладе говорится, что многие учителя медресе сами не имеют профессиального религиозного образования и достаточно радикальны в этом вопросе, в то время когда сами термины «алгебра, химия, алгоритм, косинус, синус, тангенс, котангенс» и арифметические цифры являются открытием. Мусульман, любого человека, совершившего научное открытие, называют «бидъаткор» (попытка создать нечто, что может поколебать основы веры), а технологические достижения «шайтанским делом». Единственное, что они могут, это призывать отращивать бороды и носить хиджаб, как знак истинного мусульманина.
95% медресе не преподают светские науки, в остальных 5% также преподавание этих наук является временным. Закон о просвещении Кыргызстана считает обязательным неполное среднее образование до 9 класса и общее среднее образование, но официально выявлено, что в 2012 году 2845 детей, а в 2016 — 82 детей только из-за религиозных убеждений не пошли в школу. И то это официальная статистика. То, что происходит на самом деле, никто толком не знает.
Булан Институт провел расследование в 21 медресе, в 10 из которых учатся дети возраста 7-14 лет. В южных областях (Ош и Джалал-абад) выявлено много случаев не посещения учеников школ из-за пятничного намаза. Говорится и о таких случаях, где ученики медресе отказываются от национальных имен в пользу арабских. К примеру, Бойджигит стал Абдулбашаром, а Тумон стал Умаром. Один даже поменял свое арабское имя Нурулло на Ислам.
Опрос, проведенный Булан институтом среди 87 учеников медресе города Бишкека и Чуйской области выявил, что 60% родителей учеников медресе имеют среднее, 10% — среднее — техническое, 30% — высшее образование. Также 5% учеников имеют 3 сестер и братьев, 15% — 4, 45% — 5, 20% — 6 и 10% — 7 сестер и братьев. Большинство учеников происходят из многодетных семей. 5% из них говорят, что хотят после учёбы заниматься «даъват» т.е призывом к исламу.
То, что происходит в медресе не по душе властям и обществу Кыргызстана, но некоторые из простых людей говорят, что обучение в обычных школах ослабло, в них наблюдается рост преступлений, в том числе поножовщин, отсюда и желание родителей дать религиозное образование, чтобы дети получили хорошее воспитание.
Финансирование религиозных заведений Кыргызыстана еще одна большая тема. ДУМ Кыргызстана говорит, что на самом деле до 2013 года в кыргызские медресе поступали деньги из Пакистана, Турции и Египта, потому что госудство не финансирует их.
Десятки местных и иностранных благотворительных фондов и организаций до сих пор финансируются из-за рубежа. Можно перечислить некоторые из них: «Ихсан Хайрия», «Адеп башати», «Мутакаллим», «Дилмурок», «Мурадия», «Иман», АВЕП, даже иностранные посольства, в том числе США, которые финансируют проекты касающиеся медресе.
С их помощью некоторые медресе находятся в хорошем финансовом положении и имеют хорошие условия обучения. В них есть компьютерные классы, ученики учатся и питаются бесплатно, здесь обучают и светским наукам. Подобных медресе единицы, основная их часть находятся в плачевном состоянии.
Одним из крупных фондов является благотворительный фонд «Таборак» (Кувейт), который финансирует два медресе — «Баткен» и «Абубакр Сиддик» — в Баткенской области. Сам фонд финансируют богатые шейхи из Кувейта и Саудовской Аравии.
Этот фонд был организован гражданином Ирака по имени Абдуллах Фалих Джабир в 2006 году, который после сексуального скандала в 2016 году был экстрадирован из Кыргызстана. В прошлом его экстрадировали власти Китая из Сынцзянь–Уйгурской автономной области из-за экстремистской деятельности.
Особо следует выделить деятельность Сайида Баюми и организаций, принадлежащих странам Персидского Залива. Этот арабский шейх, возможно, один из самых известных иностранцев в Кыргызстане. Везде о нём говорят с большим уважением.
Баюми, рожденный в Египте, возглавляет представительство саудовской Всемирной ассамблеи молодых мусульман (World Assembly of Muslim Youth (WAMY), которая в 1973 году была основана королем Файсалом ибни Абдулазизом, а также руководит благотворительным фондом «Санобил».
Начиная с 2000 года, на деньги этой Ассамблеи пробурены сотни скважин и введены в строй водяные насосы. Число сирот и инвалидов, которые находятся под ее покровительством также исчисляется сотнями.
На деньги Ассамблеи созданы десятки школ, медпунктов и дома престарелых, церемониях открытия которых участвовали высшие должностные лица и министры Кыргызстана. Ассамблея только в 2010 году оплатила договора 122 студентов Кыргызской государственной юридической академии в размере 3 миллиона 647 тысяч 800 сомов (примерно 60 тысячи долларов), не включая стипендию.
Наравне с этим, «для защиты моральных устоев» кыргызского общества и по просьбе Духовного управления мусульман Кыргызстана данная организация построила около 200 мечетей, в том числе Центральную соборную мечеть города Бишкек и оказывает финансовую поддержку десяткам медресе.
Баюми является одним из инициаторов сотрудничества кыргызских и египетских вузов, включая знаменитый «Ал-азхар».
Всемирная ассамблея молодых мусульман (WAMY) в Центральной Азии действует только в Кыргызстане. Её успехи таковы, что её бишкекский оффис в 2011 году был назван «Лучшим оффисом года» среди 75 представительств Ассамблеи в мире.
Но, кажется, самым лучшим успехом Баюми было то, что кыргызы его называют «саке» – братом. Ему присуждено несколько официальных наград и несколько раз на него надевали кыргызский калпак и чапан. Говорят, в гардеробе у него остались только один европейский костюм и арабское мужское одеяние. Он в 2009 году отказался от египетского гражданства и принял кыргызское. Знает русский и кыргызские языки. По некоторым данным, он также женился на кыргызке.
С фондом Баюми — «Санобил» сотрудничают такие благотворительные фонды, как «Qatar Charity» (Катарская благотворительность), «Абдулло Нури» (Кувейт) и RAF, фонд Тани бин Абдуллах (Катар) в Кыргызстане и эти организации реализовали десятки своих проектов. Еще один международный благотворительный фонд под названием «Ассалом» (Кувейт, руководитель Дахир Салех) также реализует гуманитарные проекты в Кыргызстане.
Комментарии