III Архитектурный конкурс Me’mor//2023: конкурсы необходимы для того, чтобы создавать новый имидж городов

Многие архитекторы, дизайнеры и проектировщики уже подали работы на Me’mor//2023, организованный компанией КНАУФ. Если вы еще не успели, то сделайте это до 6 августа. Общий призовой фонд этого года – 215 млн сумов. К участию в конкурсе допускаются также журналисты и студенты профильных вузов.

В сентябре в Ташкент прилетят иностранные члены жюри Me’mor//2023: архитекторы, урбанисты, проектировщики из Украины, Грузии, Румынии, Израиля. В преддверии торжественной церемонии награждения мы поговорили с членами жюри из Узбекистана и победителем прошлого Me’mor об архитектурных конкурсах, препятствиях на пути молодых специалистов и о недоверии к профессионалам.

Заур Мансуров, основатель и дизайнер «Coloroom Interiors», основатель Masdar Art and Design School, член жюри Me’mor//2023:

Я стал серебряным призером первого Me’mor в 2019 году, причем победа стала полной неожиданностью. Это тот конкурс, который нужен профессиональному сообществу: победителей тут выбирают независимые зарубежные специалисты, а не знакомые. Также Me’mor — показатель того, что можно организовать хорошую независимую премию силами спонсоров, не привлекая бюджетные средства. Узбекистану нужны профессиональные конкурсы, ведь дизайн-студии, архитектурные бюро, независимые проектировщики, как правило, не так часто демонстрируют свои проекты. Кто-то успевает делиться результатами в соцсетях, кто-то — нет. Большинство работает, выполняет заказы, но не видит, куда движется, чего добивается и что хочет в итоге построить. Конкурсы нужны, чтобы устранить этот недостаток.

 

Отдельно хочу отметить: хорошо, что организаторы Me’mor разделили номинации на группы «Проект» и «Реализованный объект». Это дает шанс на победу работам, которые не были воплощены в жизнь. Каждый архитектор и дизайнер знает, как сложно довести проект до стадии реализации. Яркий пример — Заха Хадид. Известность к ней пришла после 40 лет, а большую часть жизни она делала проекты в стол, ее даже называли «бумажным» архитектором. Заказчики говорили, что такое построить либо невозможно, либо слишком затратно. При наличии возможностей сегодня построить можно все — надо просто учиться и не боятся выходить за границы своего мышления.

Также архитектурные конкурсы необходимы для того, чтобы создавать новый имидж городов. Туристы должны приезжать в Узбекистан не только для того, чтобы прогуляться по Чорсу или Старому городу, посмотреть памятники соцмодернизма, но и за хорошей современной архитектурой. Причем эти два начала — старое и новое —должны друг друга не исключать, а, наоборот, дополнять. Это часть нашей большой истории. Город —это живой организм, и поэтому он не может быть одноликим. Как сказал датский архитектор Бьярке Ингельс: «99% всех домов одинаковые, но люди-то разные».

Бобир Кличев, архитектор и руководитель бюро ARC architects, член жюри Me’mor//2023, победитель в 2 номинациях и обладатель специального приза Me’mor//2021:

Компания КНАУФ стала первым организатором независимого архитектурного конкурса, и это большое дело и важный вклад в сферу. Профессиональные активности помогают специалистам выйти на новый уровень, построить репутацию. Также Me’mor расширяет видение. Обычно мы варимся в рабочих буднях, в собственных проектах. А в рамках конкурса оказываются разом представлены множество специалистов и множество работ. Видеть, как другие ребята делают классные вещи — это дает толчок твоей собственной мотивации и развивает здоровую конкуренцию.

Особенно Me’mor будет полезен для молодых специалистов, у которых нет клиентов и ниши на рынке. Тут главное не сломаться в начале пути. Я сам проходил этот этап: начинающему архитектору и дизайнеру трудно находить заказы. Пока за спиной нет реализованных работ — заказчики тебе не особо верят. Инвестор, вкладывающий большие деньги в строительство, мыслит рационально: «Я лучше закажу проект опытному архитектору, который построил 200 домов, чем молодому специалисту, который красиво рассказывает, но не понятно, что из этого получится». А в рамках Me’mor малоизвестные ребята могут выстрелить, заявить о себе, проявиться в профессиональном сообществе. Благодаря этому талантливые специалисты не разочаруются и не уйдут в другую сферу, а останутся в профессии.

Как члену жюри мне важна локальность работы — должно быть видно, что она создавалась для Узбекистана. Порой архитектор гонится за мировыми трендами, и в итоге у него получается копия зарубежных проектов. Между тем в объекте должен присутствовать код места.

Печально, что в Узбекистане считаное количество архитектурных конкурсов. Если независимых активностей вроде Me’mor станет больше, то у нас будут классные города и классная архитектура.

Максим Олтян, архитектор, основатель ARCHISAD ENGINEERING AND DESIGN, участник Me’mor//2023:

Отбирая проекты для участия в Me’mor, мы не ориентируемся исключительно на лучшие проекты, а считаем, что любая работа достойна. Мы за то, чтобы смело публиковать свои проекты и получать обратную связь. Понятно, что если бы мы рисовали проекты в отрыве от пожеланий заказчика и возможностей подрядчиков, то они бы выглядели по-другому. Итоговый результат бы зависел исключительно от наших вкуса и амбиций. Но мы существуем в реальности, потому хотим показать, что в этой реальности рождается.

Чем больше профессиональное сообщество будет делиться работами, тем лучше. Так у нас получится отслеживать общие проблемы и тенденции. Нам надо наполняться, обсуждать, объединяться энергиями, знаниями, мыслями. Тогда мы сможем создавать что-то значительное.

Важно, что Me’mor популяризирует профессию. Часто заказчик обесценивает знания. Например, он неверно рассчитал бюджет, сократил смету и получил не тот результат, который мог бы. А причина — недоверие к профессионалам, которые советовали сделать иначе. Чуть ли не каждый день мы видим, как мир спасается на коленке: создаются и решаются проблемы, которых вообще не должно быть. Выбор хорошего архитектора, проектировщика, подрядчика — не блажь, а гарантия отсутствия ненужных проблем. Помню случай: как-то для отделки здания заказчик нанял подрядчика, который раньше занимался только дорожными объектами. Тот заказал подвесные потолки без подсистемы, и бригада изловчилась повесить их на канцелярские скрепки.

В этом году компания КНАУФ организовала поездку победителей Me’mor//2021 в Германию. Это классно: когда архитектор путешествует и видит новое, он нарабатывает умение создавать комфортные пространства для других людей. Поэтому наши сотрудники регулярно выезжают за пределы Узбекистана, ездят на конкурсы и учебу, посещают зарубежные мероприятия и встречи с поставщиками в России, Испании, Турции, Индонезии и т.д.  По итогу поездок у нас сформировалась огромная база фотографий архитектурных объектов. И я вижу, как моя команда, обсуждая новые проекты, ссылается на те решения, что видела за границей.

У вас есть знакомый архитектор, дизайнер, журналист, студент профильного вуза?

Они могут подать работу на III Архитектурный конкурс Me’mor//2023  на сайте.

Организатор: ИП ООО «КНАУФ ГИПС БУХАРА»

КНАУФ в Узбекистане

КНАУФ – международная компания, основанная на принципах семейного бизнеса и сумевшая сохранить эти ценности несмотря на глобальный масштаб деятельности. Сегодня международная группа КНАУФ является одним из крупнейших производителей стройматериалов в мире.

Общий объем инвестиций группы КНАУФ в Узбекистане превысил 100 млн евро.

В стране работают 3 завода:

— ИП ООО «КНАУФ ГИПС БУХАРА» (завод в Бухарской области);

— ИП ООО «КНАУФ ГИПС БУХАРА» (завод в Ферганской области);

— СП АО «БУХАРАГИПС» (завод в Бухарской области).

Суммарная производственная мощность трех заводов составляет 260 тысяч тонн сухих гипсовых смесей и 55 млн кв. м. гипсовых плит в год.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.