Возможности хорошо оплачиваемой работы для узбекских мигрантов расширяются – но только не в России

В 2010-2015 годах в России было два миллиона узбекских мигрантов, а сейчас, в зависимости от сезона, это число составляет 1-1,5 миллиона. Сегодня узбекские трудовые мигранты едут работать в такие страны, как Великобритания, Германия, Литва, Польша, Болгария, Румыния, о которых раньше было почти неизвестно. Объем денежных переводов из России, страны назначения исторической трудовой миграции, сокращается.

Хотя близлежащие страны, такие как Россия и Казахстан, сегодня остаются основными направлениями узбекских трудовых мигрантов, открытые данные показывают, что география иностранной трудовой миграции расширяется.

Например, в 2023 году доля денежных переводов из России снизилась с 87 процентов до 78 процентов, а количество узбеков, зарегистрированных в качестве мигрантов в России, сократилось с 2,9 миллиона до 1,7 миллиона.

При этом количество узбекистанцев, отправляющихся на заработки в другие страны, хотя и небольшое, но постепенно увеличивается, а также расширяется список таких стран.

В каких странах сегодня собираются работать узбекские мигранты?

Миллионы узбекистанцев привыкли искать работу за рубежом именно из-за недостатка рабочих мест и низких зарплат.

По этой причине трудовые мигранты стали кормильцами значительной части находящегося в стране населения – например, в 2018-2023 годах по данным ЦБ около 16 процентов совокупных доходов населения приходилось на денежные переводы трудовых мигрантов.

Известно, что до недавнего времени историческими направлениями узбекских мигрантов были в основном три – Россия, Казахстан и Турция.

Однако сейчас ситуация меняется, темпы диверсификации увеличиваются. Например, в 2010-2015 годах в России было около двух миллионов узбекских мигрантов, а сейчас, в зависимости от сезона, эта цифра составляет 1-1,5 миллиона.

В качестве причин называют вторжение России на Украину, послевоенную экономическую нестабильность, нестабильность курса рубля и падение доходов мигрантов, страх быть вынужденным вступить в российскую армию и другие факторы.

Если не в Россию, то куда?

Британия нанимает выходцев из Центральной Азии на сезонную работу с 2022 года. По количеству сезонных рабочих узбеки уступают в этой стране только украинцам.

При этом расширяются возможности официальной работы в странах, которые ранее были практически неизвестны для граждан Узбекистана.

Наблюдая за страницами в социальных сетях Агентства внешней трудовой миграции, являющегося единственной уполномоченной государственной организацией в сфере трудовой миграции, можно увидеть, что сегодня узбекистанцы едут в Германию, Великобританию, Болгарию, Литву, Хорватию, Японию, Белоруссия, Латвия, Польша, куда раньше официально не ездили работать.

Например, в начале февраля этого года агентство сообщило, что только Германия предлагает узбекистанцам 50 тысяч вакантных рабочих мест, а зарплаты начинаются от 1000 евро.

Через несколько дней появилась информация, что Южная Корея предлагает узбекистанцам более 37 тысяч рабочих мест в сферах строительства, сельского хозяйства и сферы услуг – средняя зарплата составляет $2-2500.

В то же время стало известно, что на фоне вооруженного конфликта в секторе Газа в Израиле возникла нехватка рабочей силы, и восполнить этот дефицит планировалось за счет привлечения в общей сложности 65 тысяч рабочих из Узбекистана, Индии и Шри-Ланки.

Сегодня еще одним направлением для узбекских мигрантов является Великобритания.

В 2022 году Великобритания запустила программу по набору работников из Центральной Азии на сезонные работы, чтобы заполнить рынок труда, освободившийся из-за Брексита.

По данным BBC, в 2023 году более 38 тысяч узбеков были трудоустроены на организованную и постоянную работу в зарубежных странах.

В последнее время появляется много предложений для узбекских трудовых мигрантов из Южной Кореи, Великобритании, Германии, Литвы.

Основными направлениями появления вакансий для узбеков в разрезе государств являются следующие:

Южная Корея – производство, услуги, строительство, сельское хозяйство; Германия – медицина, водители грузовиков, служащие гостиницы, строительство; Великобритания – сезонные сельскохозяйственные работы, медицина; Беларусь – текстильная, автомобильная промышленность; Литва – водители грузовиков, строительство, сварка, складские работы, шитье; Япония – строительство и другие сферы.

В целом из официальных источников видно, что сегодня существует более 160 тысяч вакансий, которые узбекистанцы могут использовать в странах Европы и Восточной Азии, а средний размер предлагаемой ежемесячной зарплаты значительно выше, чем в России.

Почему возможности растут?

В отличие от своего предшественника, назвавшего мигрантов «ленивыми», президент Шавкат Мирзиёев заявил, что называет соотечественников, работающих за рубежом, «настоящими героями».

Если следить за официальными государственными каналами, то видно, что правительство Узбекистана пытается диверсифицировать маршруты иностранной трудовой миграции и постоянно ведет переговоры о получении новых возможностей трудоустройства для своих граждан в Европе, Восточной Азии и даже в Средней Азии. Восток.

Важнейшей причиной постоянных усилий по увеличению числа направлений, куда могут отправиться трудовые мигранты, является стремление обеспечить формирование дополнительной опоры национальной экономики.

Только в 2022 году в Узбекистан из-за границы поступило денежных переводов на сумму более 16 миллиардов долларов, что на тот момент составляло около 21% валового внутреннего продукта.

Хотя объем денежных переводов значительно сократился в 2023 году, многие семьи в стране по-прежнему выживают исключительно за счет денежных переводов.

Само правительство неоднократно проявляло интерес к работе узбекистанцев за рубежом, выражало готовность поддержать соотечественников за рубежом.

В отличие от своего предшественника, назвавшего трудовых мигрантов “ленивыми”, президент Шавкат Мирзиёев в июне прошлого года заявил, что считает соотечественников, работающих за рубежом, “настоящими героями”.

Мирзиёев также подчеркнул, что государство должно оказывать большую поддержку гражданам, которые едут работать за границу для изучения профессии и языка, и помогать им поехать на работу в высокооплачиваемые страны Европы и Азии.

Некоторые активисты приветствовали тот факт, что правительство наконец начало уделять серьезное внимание проблеме зависимости узбеков от российского рынка труда.

9 тысяч из 150 

Сколько бы узбекское правительство ни уделяло внимания диверсификации маршрутов трудовой миграции, похоже, что отправка узбекских мигрантов в другие страны, кроме России, проходит не так гладко.

В начале этого года президент Шавкат Мирзиёев раскритиковал руководителей отрасли, заявив, что хотя 150 тысяч рабочих были заказаны “в рамках очень крупных соглашени” с развитыми странами Европы и Азии, было отправлено всего 9 тысяч рабочих.

Он также заявил, что деятельность учреждений профессионального обучения мигрантов не отвечает требованиям.

“Например, большинство наших соотечественников, работающих сейчас за рубежом, заняты на простой и тяжелой, низкооплачиваемой работе”, – сказал Мирзиёев.

На том же совещании Мирзиёев поставил задачу устранить эти недостатки, обучить 100 тысяч рабочих профессии и языку и в организованном порядке направить их на работу на зарубежные предприятия.

Навыки и изучение языка

Основная причина, по которой мы не можем отправить достаточное количество квалифицированных рабочих за границу, — это государственная монополия в этой сфере, — говорит Даврон Кучкаров, основатель Dinur Jobs, одного из первых частных центров профессионального обучения в Узбекистане.

По словам Кучкарова, как бы правительство ни старалось диверсифицировать миграционные маршруты, узбеки все равно массово едут на заработки в Россию и Казахстан по трем основным причинам.

“Во-первых, наши люди в какой-то степени знают русский язык, им легче работать в существующей языковой среде. Во-вторых, на автобусе можно легко добраться и в Россию, и в Казахстан. В-третьих, в эти страны нет виз”.

По словам отраслевого эксперта, который говорит, что видит в трудовых мигрантах “инвесторов, а не чернорабочих”, есть три основных фактора, которые мешают узбекским мигрантам получить хорошо оплачиваемую и высокооплачиваемую работу в развитых странах.

“Если мы зададимся целью перенаправить поток, идущий на рынки труда России и Казахстана в развитые страны, перед нами возникнут три препятствия. Первое — это визовый режим. Второе — это язык и третий по значимости фактор — сегодня наш Центры профессионального обучения не имеет возможности готовить кадры, востребованные в Европе”, – говорит Кучкаров.

Даврон Кучкаров отметил, что фактор языка и квалификации играет важную роль в возможности узбекистанцев найти достойную работу за рубежом, но из-за установления государственной монополии в сфере обучения мигрантов и неспособности частных центров профессионального обучения работать в условиях равной конкуренции с официальными организациями невозможна подготовка квалифицированных трудовых мигрантов, необходимых иностранным работодателям.

“Сейчас, если вы посмотрите каналы администраций и Агентства внешней трудовой миграции, вы увидите красивые цифры и объявления о высокооплачиваемых работах. Однако, например, немцы, предложившие 50 тысяч вакансий, просят от нас специалистов.”

“Если речь идет о специалисте, наше понятие о специалисте и немецкое различаются. Например, хотя у нас есть общее понятие медсестры, в Германии эта профессия разделена на категории. У правительства нет учебных заведений, которые могли бы обучать короткий срок подготовить медсестер, отвечающих требованиям Германии. На это не обращают внимания. Завтра президенту опять покажут радужные цифры, что столько-то людей отправлено на работу за границу, а Германия, которая получит неквалифицированных работников перестанет приглашать рабочую силу из Узбекистана”.

По мнению Кучкарова, правительству следует поддержать частные центры профессионального обучения, чтобы не допустить снижения спроса на узбеков на мировом рынке труда и системно организовать направление граждан на высокооплачиваемую работу.

“Ладно, пусть государственные моноцентры тоже работают, но пусть они вступают с нами в открытую конкуренцию. Пусть государство создаст равные условия для обеих сторон. Сейчас такие механизмы не работают. Если мы будем заниматься очковтирательством сегодня, завтра никто не попросит у нас людей”, – сказал Кучкаров.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.