Международному сообществу направлен «мессадж» об инвестиционной привлекательности Узбекистана

Международному сообществу направлен «мессадж» об инвестиционной привлекательности Узбекистана

16 декабря в Ташкенте проведено мероприятие, посвященное освещению проводимых в республике экономических реформ, доведения до сведения иностранных партнеров и международного бизнес-сообщества объективной информации о мерах, направленных на создание благоприятной деловой среды и улучшение инвестиционного климата.

В работе мероприятия приняли участие главы и представители дипломатических представительств и других международных организаций, аккредитованных в Узбекистане. Мероприятие открыл первый заместитель Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Содик Сафоев.

Благоприятная бизнес-среда, широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными инвестициями способствовали росту инвестиционной активности, существенному увеличению притока прямых иностранных инвестиций в экономику страны.

В результате принимаемых мер по развитию бизнеса доля малого бизнеса в ВВП увеличилась – до 54,6% (53,6% – за 9 месяцев 2015 года), промышленности – до 43,8% (38,7%), экспорте – до 31,8% (27,7%), инвестициях – до 38,3% (33,5%), в розничном товарообороте – до 89,9% (87,3%) и в занятости – до 77,8% (77,5%), в структуре доходов населения свыше 52 процентов составляют доходы от предпринимательской деятельности, что свидетельствует о все более возрастающей значимости данной сферы в повышении доходов населения, уровня и качества жизни людей.

В целях создания максимально благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, осуществляющих прямые вложения в развитие высокотехнологичных производств, усиления стимулирования привлечения современных технологий в регионы республики, дальнейшего укрепления системы гарантий и льгот для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями за годы независимости в стране принят целый ряд нормативных документов.

Так, основой правового регулирования в области привлечения иностранных инвестиций являются законы Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях», «Об инвестиционной деятельности», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», а также ряд других нормативно-правовых актов, принятых в форме решений Президента Республики Узбекистан и постановлений правительства.

Для создания инвестиционной привлекательности для вновь создаваемых предприятий с иностранными инвестициями, в которых вклад иностранного инвестора в денежной форме составляет не менее 5 млн. долларов США действует положение, что при изменении налогового законодательства хозяйствующий субъект вправе применять в течение 10 лет с момента их государственной регистрации нормы и положения по уплате налога на прибыль юридических лиц, налога на добавленную стоимость (оборот по реализации товаров, работ, услуг), налога на имущество, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого социального платежа, единого налогового платежа, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений, действовавшие на дату их государственной регистрации.

В дополнение к вышеуказанным льготам Указом Президента РУз от 05.10.2016г. «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата», предусматривается для вновь созданным производственным предприятиям с иностранными инвестициями независимо от объема инвестиций с 1 января 2017г. будет предоставлено право применения в течение пяти лет ставок налогов и других обязательных платежей (за исключением ресурсных и таможенных платежей), действовавших на дату их регистрации.

В качестве важнейшего приоритета и первостепенной задачи государственных органов Указ закрепляет «предоставление большей свободы малому бизнесу и частному предпринимательству, кардинальное сокращение вмешательства в их деятельность с концентрацией усилий на раннем предупреждении, повышении эффективности профилактики и недопущении правонарушений».

В этих целях государственным органам, прежде всего, правоохранительным и контролирующим структурам, поручено:
— обеспечить в своей деятельности безусловную реализацию установленных требований, а также принципа приоритета прав и законных интересов субъектов предпринимательства, в связи с чем критически пересмотреть свои функции и полномочия;
— обеспечить строгое выполнение требований норм законодательства об ответственности должностных лиц за незаконное вмешательство и воспрепятствование предпринимательской деятельности, ее необоснованное приостановление, а также возмещение непосредственно с виновных ущерба, нанесенного субъектам предпринимательства.

В рамках внедрения системы «Электронное правительство» намечен комплекс мероприятий по ускоренному развитию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, расширению бесконтактных форм взаимодействия субъектов предпринимательства с уполномоченными органами. В частности, программа предусматривает меры по расширению перечня государственных услуг, оказываемых исключительно через единые центры по оказанию услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно».

Реализация данного документа позволит обеспечить преемственность и последовательность курса, определенного Первым Президентом Республики Узбекистан по решительному устранению административных барьеров и искусственных преград на пути развития предпринимательской деятельности, как ключевого фактора устойчивого развития экономики страны.

Также был принят Указ Президента РУз «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон» от 26.10.2016г. Документом предусмотрены унификация наименований свободной индустриально-экономической зоны «Навои» и специальных индустриальных зон «Ангрен» и «Джизак», а также их переименование в свободные экономические зоны «Навои», «Ангрен» и «Джизак».

Указ направлен на создание максимально благоприятных условий для дальнейшего развития в республике свободных экономических зон как важнейшего фактора расширения привлечения прямых иностранных инвестиций для создания новых высокотехнологичных производств, более активного вовлечения регионов республики в освоение производства современной, конкурентоспособной, экспортоориентированной, готовой промышленной продукции, обеспечения ускоренного развития производственной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной, социальной инфраструктуры и услуг логистики.

Основными направлениями дальнейшего развития деятельности трех свободных экономических зон определены:
— активное привлечение прямых инвестиций, прежде всего иностранных, для создания современных высокотехнологичных и локализующих производств, обеспечивающих глубокую переработку местных минерально-сырьевых ресурсов и выпуск конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, стимулирование отраслевой специализации свободных экономических зон и развития в них промышленной кооперации;
— поэтапный переход к оказанию в свободных экономических зонах всех видов государственных услуг, в том числе разрешительных процедур, по принципу «одно окно»;
— опережающее развитие производственной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также формирование современной инфраструктуры по оказанию качественных услуг логистики;
— организация подготовки в высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях высококвалифицированных специалистов, исходя из текущих и перспективных потребностей свободных экономических зон в профильных кадрах, предусмотрев прохождение ими производственной практики на действующих предприятиях, расположенных в свободных экономических зонах.

Участники свободных экономических зон освобождаются от уплаты:
— земельного налога, налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений при Министерстве финансов;
— таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за оборудование, сырье, материалы и комплектующие изделия, завозимые для собственных производственных нужд, а также строительные материалы, не производимые в республике и завозимые в рамках реализации проектов. Указанные льготы предоставляются на срок от 3 до 10 лет в зависимости от объема внесенных инвестиций, в том числе в эквиваленте:
— от 300 тысяч долларов США до 3 млн. долларов США – сроком на 3 года;
— от 3 млн. долларов США до 5 млн. долларов США – сроком на 5 лет;
— от 5 млн. долларов США до 10 млн. долларов США – сроком на 7 лет;
— от 10. млн долларов США и выше – сроком на 10 лет, с применением в течение последующих 5 лет ставки налога на прибыль и единого налогового платежа в размере на 50% ниже действующих ставок.

Дополнительно на участников свободных экономических зон «Ангрен» и «Джизак» распространен порядок, в соответствии с которым их участники:
— освобождаются на весь период деятельности свободных экономических зон от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) на завозимое сырье, материалы и комплектующие изделия в части продукции, направленной на экспорт;
— имеют право осуществлять в пределах свободных экономических зон расчеты и платежи в иностранной валюте в соответствии с заключенными между ними договорами и контрактами;
— вправе оплачивать в иностранной валюте поставку товаров, работ (услуг) со стороны других хозяйствующих субъектов-резидентов Республики Узбекистан, а также использовать удобные для них условия и формы оплаты и расчетов за экспортируемые и импортируемые товары.

В целях полного и эффективного использования имеющихся возможностей и укрепления организационно-правовых основ отрасли принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли в Республике Узбекистан» от 02.12.2016г. Указ направлен на создание удобств туристам и преференций туристическим организациям. Указом предусматриваются беспрецедентные меры по коренному реформированию туристской отрасли, которые знаменуют собой переход на качественно новый уровень государственной политики в данной сфере, устанавливающей следующие основные целевые задачи и приоритеты:
— формирование благоприятных условий для деятельности субъектов туристской индустрии, снятие всех преград и барьеров, препятствующих развитию туризма, упрощение визовых и регистрационных процедур, паспортного и таможенного контроля;
— реализация комплекса мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья туристов и экскурсантов при организации туристских услуг;
— ускоренное развитие новых потенциальных видов туризма – паломнического, экологического, познавательного, этнографического, гастрономического, спортивного, лечебно-оздоровительного, сельского, промышленного, делового, детского, молодежного и семейного туризма;
— расширение сотрудничества с международными и национальными организациями в сфере туризма, крупными зарубежными брендами и компаниями, внедрение передовых мировых стандартов качества оказания туристских услуг;
— ускоренное развитие в регионах республики современных объектов туристской инфраструктуры, прежде всего, гостиничной, транспортно-логистической, инженерно-коммуникационной, широкое привлечение для этих целей иностранных инвестиций;
— разработка конкурентоспособных туристских продуктов, создание новых туристских маршрутов в регионах, их продвижение на мировых туристских рынках;
— коренное совершенствование системы качественной подготовки квалифицированных кадров для туристской отрасли.

В целях эффективной реализации государственной политики, организации и координации выполнения вышеуказанных целевых задач и приоритетов создан Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма с отделениями и уполномоченными представителями в регионах. В задачи Государственного комитета, в первую очередь, входят не осуществление контрольных и административных функций, а всемерное содействие повышению предпринимательской активности в сфере туризма, устранение всех преград и барьеров, препятствующих развитию туризма, развитие конкуренции на рынке туруслуг.

Иностранным инвесторам, привлекаемым к этой деятельности, будут предоставлены дополнительные льготы. Например, юридические лица освобождаются сроком на 5 лет от уплаты налога на прибыль, земельного налога и налога на имущество, а также единого налогового платежа при вводе ими в эксплуатацию гостиниц и мотелей уровня не менее «четырех звезд». Туроператоры освобождаются от обязательной продажи выручки в иностранной валюте, поступающей от оказания ими туристических услуг.

Международный опыт свидетельствует, что туристы предпочитают для посещения страны, где легко и удобно проходить визовые процедуры. Согласно Указу с 1 апреля 2017 года будет полностью отменен визовый режим для граждан 15 государств и частично – для граждан 12 государств, достигших 55 лет, въезжающих в Узбекистан в туристических целях на срок не более 30 дней.

В международных аэропортах Ташкента, Самарканда, Бухары и Ургенча для иностранных туристов будет внедрена система таможенного контроля «зеленый коридор» с упрощенной процедурой получения багажа, транспортного обслуживания.

В Указе определены также широкомасштабные задачи по развитию сотрудничества с международными организациями, лицензированию и сертификации туристических услуг, подготовке и повышению кадров, по многим другим вопросам. Одним словом, Указ охватывает все сферы деятельности в области туризма.

Подобный комплексный подход послужит дальнейшему развитию туризма в Узбекистане, сообщает UzReport.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.